Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Кто приютит стариков?

29-09-2015, 14:54 Категория: Общество
1 301
0

Это, по замыслу областной власти, может сделать приёмная семья. В следующем году на территории Челябинской области стартует пилотный проект «Приёмная семья для пожилого человека».

У Ирины Алфёровой всегда найдётся доброе слово для своей подопечной  90-летней Евдокии Ефимовны Беспаловой.

У Ирины Алфёровой всегда найдётся доброе слово для своей подопечной
90-летней Евдокии Ефимовны Беспаловой.


Замена детям-пенсионерам

В газете «Южноуральская панорама» первый заместитель губернатора Челябинской области Евгений Редин так обозначил цель замышляемого проекта: «замещение стационарного социального  обслуживания обеспечением ухода в привычных для получателя социальных услуг в домашних условиях».

 

Стационарное социальное обслуживание – это интернаты для престарелых граждан. Так что же лучше – казённый дом или приёмная семья? Такой вопрос я задал работникам комплексного центра социального обслуживания населения. Под их опекой находится 254 человека, в том числе и одиноко проживающие инвалиды, так или иначе нуждающиеся в индивидуальном уходе.

 

– Но это не значит, что они брошены своими детьми, – уточняет директор центра Андрей Карипов. – Просто так сложились обстоятельства, что дети живут далеко, и возможности ухаживать за престарелыми родителями у них нет. В таких случаях и подключаемся мы, социальные работники.

 

– А бывает, что дети наших подопечных хоть и живут в Кыштыме, но уже сами пенсионеры, – включается в разговор заведующая отделением обслуживания на дому Лидия Евдокимова. – В силу возраста и состояния здоровья они уже не могут оказывать родителям помощь в полном объёме, поэтому их и опекают в основном наши соцработники.

 

Для подопечных центра социального обслуживания гарантированы 22 услуги. В их числе покупка продуктов и промтоваров, книг, газет, журналов, помощь в приготовлении, а при необходимости – и в приёме пищи. Соцработники в частных домах топят печи, носят воду, оплачивают услуги ЖКХ, организуют, а то и принимают участие в ремонте жилья. В среднем одиноко проживающие пожилые люди выделяют на обслуживание из своей пенсии порядка 300 руб­лей в месяц.

 

Живая нить с внешним миром

Но недавно произошли некоторые изменения.

– До 1 января 2015 года, – говорит коллега Евдокимовой по обслуживанию на дому Ольга Королёва, – право на бесплатное обслуживание имели граждане, чья пенсия была ниже прожиточного минимума (8057 рублей). Теперь этой льготой пользуются те, у кого пенсия ниже полуторного размера прожиточного минимума (12085 рублей). И таких граждан у нас процентов тридцать. Начиная с июня, освобождены от платы за обслуживание участники и инвалиды Великой Отечественной войны. В нашем списке пока только один человек. 

 

Разумеется, основная нагрузка по обслуживанию стариков лежит непосредственно на социальных работниках. В штате центра их 24 человека. За Ириной Алфёровой закреплено два участка – радиогородок и Каолиновый. Бывшая швея обслуживает 16 человек – на ней самая большая нагрузка. В новой профессии всего семь месяцев, но быстро освоилась. А это нетрудно, если иметь в запасе такие качества, как участливость, доброжелательность и отзывчивость.

 

– Приходится выполнять не только свои прямые обязанности, – говорит Ирина. – Можно принести продукты, лекарства, повернуться и уйти. Но ты приходишь к одиноким людям, некоторые из них не выходят из дома. И для них главное – общение. Поэтому задерживаешься порой не на один час, чтобы выслушать, посочувствовать, приободрить. Прекрасно понимаю, что для этих людей я как связующая ниточка с внешним миром. И оборвать эту нить я не имею никакого права.

 

Но одними разговорами общение не исчерпывается. Та же Ирина помогает выйти на связь с внешним миром не только фактом своего расположения к людям. Например, она помогла 45-летнему инвалиду провести интернет, научила его управляться с компьютером, и теперь мужчина уже не чувствуют себя обделённым.

 

А наследники будут стоять в стороне?

Но вернёмся к  вопросу приёмной семьи, которая, по убеждению госчиновников, лучшая альтернатива переселению одиноких пенсионеров в интернат для престарелых.

– Не могу сказать, как этот пилотный проект сработает по области, – говорит Лидия Евдокимова, – но относительно Кыштыма он вряд ли в ближайшее время будет реализован.

 

– И дело не только в отсутствии чуткости у наших горожан, – вторит ей Ольга Королёва, – а в самой сути проблемы. Как вы представляете ситуацию, когда люди берут к себе чужого человека – с его устоявшимися привычками, не всегда простым характером и, наконец, целым букетом болезней? Ему, как минимум, необходимы отдельная комната и постоянный уход.

 

Мои собеседники приводили и другие аргументы. Почти у трети одиноко проживающих пожилых людей есть родственники. Дома и квартиры стариков уже наверняка завещаны детям и внукам. А если и нет официального завещания, то в любом случае в урочный час наследники точно объявятся. И тогда закономерен вопрос: на что может рассчитывать приёмная семья, принимая под свой кров на полный пансион немощных дедушек и бабушек?

 

Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы старики жили в своих семьях, и раньше так оно и было. Чтобы рядом были дети, внуки, а то и правнуки. Чтобы младшие одалживали у старших не только их пенсионные деньги. Но и помимо их возврата платили гораздо большим  теплом, любовью и поддержкой. Но это в идеале. А жизнь отличается от идеала жёсткими реалиями, которые надо смягчать усилиями государства и общества. Так что неплохая идея пилотного проекта о приёмных семьях, пришедшая кому-то в голову, отнюдь не безнадёжна.

 

По окончании нашего разговора мои собеседницы обмолвились, что слышали, будто бы в Кыштыме есть семья, которая добровольно, не афишируя своих намерений, взялась ухаживать за тремя пожилыми женщинами. Пока что каждая из бабушек живёт в своей квартире. Возможно, через какое-то время они на взаимовыгодных условиях сойдутся со своими благодетелями на одних квадратных метрах. А возможно... Но не будем мрачными и хмурыми. Почему бы не предположить, что наши благодетели бескорыстны, а если что ими и движет, так это только благородное желание скрасить своим участием одинокую жизнь престарелого человека.

 

Светлана ЛАШМАНОВА, начальник управления социальной защиты:

О масштабности проекта говорить не приходится, но даже в единичных случаях это благо для пожилых людей. Прежде чем проект начнут внедрять, министерство социальных отношений разработает методику, механизм, и тогда можно будет определить, кто имеет право называться приёмной семьёй.

Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить