Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Миссия невыполнима

17-12-2014, 14:16 Категория: Экономика и бизнес
1 689
0

Малому бизнесу так и не дают подрасти
О недавних инициативах, прозвучавших в послании президента, рассуждает общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей Шамиль Муллахметов.

 

Одно противоречит другому
 
– Шамиль Равильевич, в послании Федеральному Собранию Владимир Путин в очередной раз высказался в поддержку малого и среднего бизнеса. Это и публичность проверок, и освобождение от «заказных» визитов контролёров, и введение «налоговых каникул», и амнистия капитала. Насколько эти меры облегчают участь бизнеса?
– Они не во вред бизнесу – это точно. Но странность в том, что перед оглашением послания Госдума одобрила изменения в Налоговый кодекс, которые, например, вводят новые сборы для объектов торговли. На мой взгляд, это противоречит духу президентского послания. В торговле предприниматели зарабатывают начальный капитал, который впоследствии инвестируют в производство, в приобретение акций. Дополнительная нагрузка на торговлю особенно больно ударит по молодому поколению предпринимателей.
– Но президент говорил и о двухлетних «налоговых каникулах» для вновь создаваемых малых предприятий.
– Решение правильное, но распространяется оно на производственные, научные и инновационные предприятия. А почему, например, ничего не сказано о сельхозпредприятиях? Когда вводились ограничения на импорт продуктов из стран, поддержавших санкции в отношении России, много говорилось о том, что наше сельское хозяйство получило шанс к развитию. Тогда почему бы не стимулировать сельхозпредприятия малого бизнеса «налоговыми каникулами»? У нас рядом Аргаяшский район, в округе – десятки малых озёр. Всё это база для малых предприятий, которые, имея поддержку, могли бы заниматься растениеводством и животноводством. Это даже полезнее для страны, чем такие меры, как введение «надзорных каникул». Президент предлагает предприятия с надёжной репутацией, у которых нет нареканий в течение трёх лет, на три года полностью освобождать от проверок. Как говаривал профессор Преображенский: «Дайте мне такую бумагу, с такой печатью, чтобы ни один Швондер и близко не мог ко мне приблизиться!». Однако кто будет определять степень чьей-то благонадёжности и кому надлежит выдавать такие индульгенции? Чиновники? Но тогда появляются предпосылки для коррупции. Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Недавно я побывал в командировках в Белоруссии и Казахстане. Люди там открыто говорят: «Нам бы такого президента, как Путин!». С позицией президента, озвученной в послании, невозможно спорить. Но всегда надо понимать, что путь от слов к делу у нас бывает долгим.
 
Финансовый
капкан

 
– Какие проблемы, на ваш взгляд, остались за рамками нововведений по облегчению ведения бизнеса?
– В этом году упростились процедуры по регистрации малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Например, исключили участие нотариусов. И что? Настолько ли принципиально, что сократились сроки регистрации? Самое сложное для бизнеса – получить первоначальное финансирование на развитие. А о том, что средств не хватает, – даже не было упомянуто. Правительство делегировало крупным банкам поддержку малых и средних предприятий и обещало им в этом содействие. Но банки предъявляют такие требования и процентные ставки, которые никакое государство уже просто не хочет компенсировать. Раньше филиалы банков самостоятельно принимали решения для выдачи кредитов до одного-двух миллионов. Теперь такие права у них отозваны. У меня супруга – предприниматель. Попросила в банке, где открыт её расчётный счёт, небольшой кредит на пополнение оборотных средств. Сначала собирала документы для кыштымского филиала, потом – для вышестоящего подразделения в Миассе. Затем их отправили в Москву. Через три недели хождений и мучений, имея хорошую кредитную историю, она получила отказ. У банков к тому же есть право по собственному усмотрению накладывать арест на счёт, если у них появляются подозрения о каких-либо нарушениях. И ведь речь идёт не о госучреждении. Это диктат коммерческих структур, которые присваивают себе чиновничьи функции! Кредитную сферу, кстати, оградили от контроля уполномоченного по защите прав предпринимателей. То есть в решении финансовых проблем мы при всё желании не можем оказать им никакого содействия.
– Подводя черту, как бы вы оценили отношение государства к малому и среднему бизнесу?
– Изменения в Налоговом кодексе – это бомба замедленного действия. Последствия скажутся не сразу, а через два-три года. Малый и средний бизнес и без того никогда не дышал полной грудью, а будет ещё тяжелее. Да, мы получим больше налогов в рублях, но ослабим бизнес, который формирует и рынок труда, и цены на товары и продукты. Их рост будет неизбежен. А ведь и без того в нашей стране, которая зависит от импортных поставок, установился грабительский курс валют. Наш малый и средний бизнес гибнет, независимо от того, какие преференции даёт ему власть. Моё предложение покажется радикальным, но в сложившихся условиях для возрождения и роста малый и средний бизнес нужно максимально освободить от налогов и обязательных платежей.
 
Для справки
В Кыштымском округе действуют 410 малых предприятий. По социально-экономическому прогнозу до 2017 года, их количество по оптимистическому варианту составит 418.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить