Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Архитекторы сплоховали

5-06-2015, 18:09 Категория: Общество
1 512
0

В Кыштыме первый красный флаг подняли над ...часовней. Об этом со слов своей матери знает Олег Алексеевич Фомин, преподаватель ОБЖ первой школы.

Олег Алексеевич Фомин: Старообрядческая часовня стояла на возвышении и была уничтожена при строительстве здания, в котором до приватизации находился городской автовокзал.

 

Олег Алексеевич Фомин: Старообрядческая часовня стояла на возвышении и была уничтожена при строительстве здания, в котором до приватизации находился городской автовокзал.


Полиция, как всегда, проспала

В советский период истории этот факт был хорошо известен. Наш земляк – писатель и журна­лист Михаил Петрович Аношкин в книге «Про город Кыштым», вышедшей в 1968 году, посвя­тил данному событию отдельную главку – «Флаг над часовней». Его рассказ – не архивный доку­мент, но историческая подоснова в нём присутствует. Кстати, один из героев этой главки – по фами­лии Фомин. Но, как говорит Олег Алексеевич, о том, что в его род­не была такая знаменитость, ему ничего не известно. А Аношкин уверенно пишет, что именно Фо­мин 1 мая 1906 года вывесил на Вознесенской часовне, что сто­яла на горе возле Тютнярского выезда, красный флаг. Утром его увидели многие кыштымцы, по­скольку полиция сей факт про­спала.

 

– Моя мама, Анна Васильев­на, родилась в 1895 году, – рас­сказывает Олег Алексеевич. – То есть взросленькая уже была – 11 лет. Их дом стоял напротив нынешнего 20-го магазина, и с горки часовню прекрасно было видно. Она не раз рассказыва­ла, как царская полиция рыска­ла по их округе в поисках бун­товщиков. Время было горячее. Революция 1905 года всю стра­ну всколыхнула.

 

Михаил Аношкин описыва­ет, как в 1907 году Фомин и его друг Николай Колесников перед маёвкой, то есть перед 1 мая, по­пытались повторить революци­онную вылазку и заготовили но­вый флаг, но накануне вечером с листовками Златоустовского ко­митета социал-демократической партии их задержал урядник, и парней отправили в екатерин­бургскую тюрьму.

 

Приспособили часовню под будку

Собственно, о самой часовне Олег Фомин вспомнил и позво­нил в редакцию после недавней публикации в нашей газете от 4 апреля. В ней речь шла о том, что староверы строят на Пере­валочной базе новую часовню. А та, что стояла на пересечении нынешних улиц Калинина-Го­релова-Пролетарской как раз и была старообрядческой. Судя по фотографиям, её венчал купол, а фасад был красиво декорирован. В городском музее хранится ру­копись нашего земляка, канди­дата исторических наук Бориса Михайловича Мещерякова. Он пишет, что каменно-кирпичная часовня Вознесения Господня появилась в этом месте после окончания строительства Хри­сторождественской церкви, то есть в начале 60-х годов XIX ве­ка. Простояла она больше ста лет. Её снесли при строительстве автовокзала на улице Калинина. После его приватизации в 90-х годах новые собственники пре­вратили здание в магазин, а пер­роны – в платную автостоянку.

 

– Получается, что часовня стояла чуть ниже северного тор­ца здания автовокзала, – рас­сказывает Олег Фомин, глядя на фотографию полувековой дав­ности. – На фотоснимке справа от неё торчит крыша дома – так он и сейчас стоит. В советские годы часовню, которая давно ли­шилась крестов и всего убран­ства, приспособили под транс­форматорную будку.

 

Фомин живёт на улице Солон­цовой в родительском доме, ко­торый отец с матерью построили в 1936 году. На сруб пошли сосны, которые при расширении города вырубались в районе нынешней улицы Челюскинцев. Всю округу Олег Алексеевич знает как свои пять пальцев. С Солонцами свя­зана вся его родословная.

 

Его дед Иван Филиппович Фомин, живший в этом же рай­оне, в позапрошлом веке слыл в Кыштыме известным масте­ром по строительству и ремонту плотин. Его так и звали – «Иван плотинный». Водная система кыштымских заводов требовала постоянного пригляда. О том, как относились к плотинным умель­цам, говорит такой факт. Заво­доуправление платило ему еже­месячное жалование в 20 рублей, тогда как корова в то время стои­ла три рубля. Многие кыштымцы мечтали летом хотя бы на месяц пристроить к Фомину своих сы­новей в ремонтники. Платил им мастер по рублю в неделю. На первый рубль матери готовили парнишкам школьные принад­лежности, на второй – покупали продукты, а на третий и обновки умудрялись прикупить.

 

Культовое место пусто не бывает

С Олегом Алексеевичем мы разговаривали около обелиска Славы. Трёхгранная стела из мраморных плит появилась на улице Калинина в октябре 1968 года (часовня тогда ещё стоя­ла на своём месте). На мрамор­ной плите надпись: «Борцам за установление Советской власти в Кыштыме от комсомольцев и молодёжи города». К строитель­ству памятника Фомин имеет прямое отношение. В 1968 году он работал водителем в автоба­зе № 9. В одну из суббот его по­просили выйти на работу, чтобы он на своей «Колхиде» привёз с машзавода 76-миллиметровые трубы. Олег Фомин их привёз, разгрузил, а они потом ещё две недели валялись без движения. Строили стелу студенты. Авто­ром памятника стал А. Н. Шва­лев. Нас с Фоминым стела заин­тересовала с той точки зрения, что она, как памятник, имеет, видимо, преемственность со старообрядческой часовней. Наверное, когда решался вопрос о том, где её возводить, пар­тийные власти имели ввиду не только 50-летний юбилей ком­сомола, но и эпизод с первым красным флагом над часовней. Культовое место, как говорится, пусто не бывает. Памятник Ле­нину в Кыштыме в своё время тоже водрузили на постаменте колонны в честь царя-освобо­дителя Александра II.

 

Корпуса мин на грядках

Чем ещё знаменит перекрё­сток трёх улиц? У косогора с часовней в своё время жители Солонцов брали отменного ка­чества красную глину, которая всегда требуется для частного дома. На пересечении улиц Про­летарской и К. Либкнехта стояла когда-то и гончарная мастер­ская, а в квартале между ули­цами Калинина и К. Либкнехта, по словам Олега Фомина, на­ходилась промплощадка заво­да № 15 (позднее – городские склады, а теперь – торговый комплекс «Фаэтон»). Каменные стены одного из цехов сохра­нились и поныне. В годы войны здесь отливали и точили кор­пуса 76-миллиметровых мин. За брак рабочих наказывали, и они наловчились бракованные заготовки выбрасывать за за­водской забор, примыкавший к частным огородам (ныне здесь пятиэтажка и здание Челинд­банка). Лет 15-20 назад случил­ся казус. Кто-то заметил в земле ржавые корпуса мин, и поднял­ся переполох: милиция встала в оцепление, вызвали минёров из Новогорного. Благо пришёл с работы хозяин огорода и объ­яснил, что болванки безопасные и у его соседей на грядках тоже полно такого добра.

 

В недавнем прошлом каза­лось, что стела, построенная комсомольцами, развалится от ветхости. Газон вокруг неё превратился в парковку. Но си­туацию удалось переломить. Сейчас здесь прибрано, стела – отремонтирована, а автомо­билисты соблюдают рамки при­личия. Поговаривают, что есть план обнести её периметр ещё и металлической оградой. Ведь это памятник, и отношение к не­му должно быть уважительным. Жаль только, что в прошлом го­родские архитекторы с таким же уважением не отнеслись к часовне с её вековой историей. Одним памятником архитекту­ры в Кыштыме сегодня было бы больше.

Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить