Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Он должен был первым рвануть за границу

20-09-2013, 12:26 Категория: Общество
1 032
1

Свой недавний юбилей Юрий Борисенков встретил в... женском монастыре
 
Юрия Леонидовича можно смело назвать человеком мира. Не только потому, что он объездил чуть ли не половину планеты. Но ещё и потому, что его творчество и мировоззрение никак не умещаются в рамках провинциального городка.
 
Верхом на черепахе
Каждый раз, когда я захожу в мастерскую ваятеля Юрия Борисенкова, замечаю что-то новенькое. Вот и сейчас, едва переступив порог, увидел большую лепную композицию, в центре которой вертеп – пещера, где родился
Иисус Христос. Тут же на память приходят строчки из стихотворения Пастернака «Рождественская звезда»: «И только волхвов из несметного сброда впустила Мария в отверстье скалы... Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, как месяца луч в углубленье дупла».
Юрий Леонидович перед началом нашего разговора предлагает угоститься цейлонским чаем, доставленным им непосредственно с острова, который ныне именуется Шри Ланкой.
– Я привёз оттуда не только чай, – говорит он, разливая ароматную заварку, – но и незабываемые впечатления. Например, наблюдал рождение черепашек, которые, только вылупившись в невероятном количестве, устремились в Индийский океан. А на Семиланских островах, что в 60 километ­рах от Южного Таиланда, плавал на взрослых 200-килограммовых черепахах. Однажды даже ночевал в метре от океана. Ощущение природной первозданности и собственной первобытности! Забываешь обо всём: цивилизации, хлебе насущном и даже творчестве.
– Черепашки черепашками, но как сказалась вся полифония увиденного и прочувствованного на твоём творчестве? Дала ли ему полученная энергетика какой-то толчок?
– Вообще, после подобных путешествий приходит новое осмыс­ление всего, что ты делаешь и собираешься делать. Взять ту же композицию «Рождество», которую ты уже видел. За неё я взялся после поездки на Бали. То есть хватило полученного там энергетического запаса, чтобы замахнуться на серьёзную и крупную работу. Я давно шёл к реализации этого замысла и вот наконец-то его осуществил.
– Не мелькала ли мысль остаться там, где есть такая мощная энергетическая подпитка?
– Было-было... Но гораздо раньше, в начале 90-х, когда в стране начался раздрай. Подумывал махнуть на Запад, тем более что этой мастерской, где мы сейчас находимся, ещё не существовало.
– Что остановило?
– Благодаря Александру Ивановичу Вольхину появилась мастерская, в которой я работаю уже 22 года.
 
А мог бы стать военным атташе
– Оставим в покое Запад. Но почему ты остался здесь, не перебрался в большой город? Или боялся там потеряться?
– Тут другое... Когда я после очередного развода вернулся в Кыштым...
– Какого по счёту?
– Первого... У меня должна была появиться дочь. Поэтому все помыслы податься к бывшим однокашникам в Питер или в Москву отпали. Решил: подниму ребёнка, а через пару лет расстанусь с Кыштымом. Но ситуация сложилась по-другому: директор радиозавода Михаил Лазаревич Анисимов предложил сделать «Трубача» на радиомеханическом техникуме. Работа заняла два с половиной года. Потом началось сотрудничество с Александром Ивановичем Вольхиным, генеральным директором медеэлектролитного завода. А в конце 80-х я вновь зашёл в тупик: ни заказов, ни мастерской. Не видел никакой перспективы. С отчаяния первый раз в жизни на­дрался до такой степени, что меня еле в реанимации вытащили. Тут приехали друзья из Северной столицы, с которыми я заканчивал Уральское училище прикладного искусства. Увидели, в какой я нахожусь депрессии. Спросили с недоумением: «Ты что тут делаешь в глуши?» Кстати, они были уверены, что я первым из всего курса по своим убеждениям и отношению к государственной власти рвану за границу. Сами они сегодня живут в Канаде, Германии, Австралии. А в Штаты меня приглашал мой друг Игорь Витомсков.
– Почему не поехал? Там условия несравнимы с нашими.
– Да, у ребят там свои дома, машины, яхты, плюс пакет заказов.
– Яхты – это неплохо. А что у тебя из плавсредств?
– Надувной резиновый круг. А из вспомогательных – очень хорошие ласты фирмы «Beuchat», в которых я ныряю в океаны, поскольку увлекаюсь дайвингом.
– Но куда б ни нырнул, выныриваешь на родную почву. И всё-таки – почему не уехал?
– Я не мыслю себя без Родины. Хотя после армии была возможность сделать карьеру военного атташе, так как я учился в институте военных переводчиков. Перед глазами стояли Увильды и ставший близким Кыштым. Здесь моя земля, мои корни. И не нужны мне большие города с их толчеёй и гарью. Мне милее Сугомак, на вершину которого я забираюсь пару раз в неделю и вижу ни с чем не сравнимые красоты.
 
Не церемонился с Дзержинским
– А что ты видишь с вершины своих лет: как никак, тебе стукнуло 60?
– Не чувствую себя 60-летним. Хотя бы потому, что те выкрутасы, которые я допускал в юности, повторяются и по сей день. Но если серьёзно, то стал степеннее. А, окидывая мысленно прошедшие годы, считаю себя человеком успешным и даже счастливым, хотя не полностью реализовался как художник и семейный человек.
– Если не реализовался, то при чём здесь счастье?
– У меня, кроме друзей, есть ещё враги и завистники. А раз завидуют, значит, я чего-то стою. И ещё я благодарен судьбе, что у меня были замечательные родители, настоящие товарищи и помощники. Ещё я счастлив тем, что повидал множество стран мира, а в океане видел акулу на расстоянии вытянутой руки.
– Не испугался?
– Представь – нет: двуногие недоброжелатели страшнее. Что же касается творчества, то были взлёты и падения, находки и разочарования.
– А приходилось браться за кувалду, как в фильме «Приходите завтра», где скульптор, роль которого сыграл Анатолий Папанов, крушит своих гипсовых монстров?
– Кувалда постоянно в моей руке. Взять ту же Рождественскую композицию. Немало разбил фигур, правда, ещё в сыром виде. Если работа не нравится, я её уничтожаю. А сколько я перебил бюстов Феликса Дзержинского, который сейчас стоит перед зданием ГИБДД! И то до конца не был удовлетворён тем, что создал: столько видел недочётов! И только недавно подошёл к нему, вгляделся и сказал себе: а он мне нравится! Сделан архитектурно правильно, смотрится при любом освещении.
– Мастером называют не только того, кто состоялся как самодостаточная личность. Если у него нет учеников, нет продолжения, то он не более чем угрюмый индивидуалист.
– В этом смысле я тоже могу считать себя счастливым человеком. Каждый год «выращиваю» по ученику, по своему последователю. С удовольствием назову их имена: Володя Сырейщиков, Алексей Самолов, Алексей Ахмин, тот же Игорь Витомсков. По-прежнему общаемся, время от времени встречаемся, обмениваемся идеями.
– Кстати, чем закончилось обсуждение проектов памятника Никите Демидову, один из образцов которого ты представил на суд общественности?
– Решением областного управления культуры мой проект утверждён и предложен к исполнению. Не знаю, по каким причинам проект не реализован, но по-прежнему считаю, что памятник основателю города должен стоять в центре Кыштыма.
 
Искупление грехов
– Художник не может творить без вдохновения. Откуда ты его черпаешь, если не считать выездов в сторону Индийского океана?
– Сложный вопрос... Есть информационное поле Земли. Когда ты к нему подключишься, неизвестно, какую оно выдаст информацию. Но если ты работаешь постоянно, без больших перерывов, то вдохновение тебя не оставит. Пахать надо беспрерывно – физически и интеллектуально – тогда всё и придёт. Но есть ещё один путь к вдохновению. Это общение с большим искусством. Оно не только в музеях, на выставках, концертах, театрах... Свой юбилей я встречал в Средне-Уральском женском монастыре. Какие там песнопения! Несравнимо с Большим и Мариинским театрами, где я бывал. Это нечто божественное! Как тут не получишь очередной энергетический потенциал!
– Художник жив не одной информацией и вдохновением. Он должен ещё и элементарно зарабатывать. А ты весь прошлый год абсолютно безвозмездно занимался установкой Поклонного креста.
– Большое спасибо моей жене Нине Ивановне. Она понимала меня и не пилила, что муж целый год не принёс в дом ни копейки. Поклонный крест – это как моё искупление за все грехи перед Богом и людьми, как оберег давно ставшего мне любимым Кыштыма. Поэтому и не мог даже помыслить на этом заработать.
– Зато теперь ты имеешь стабильный доход в виде пенсии. Кстати, сколько тебе начислили?
– Понятия не имею: ещё не получал. А уж пенсионером себя точно не считаю.
 
МНЕНИЕ
Алексей САМОЛОВ, скульптор:
Для меня Юрий Леонидович больше, чем учитель, с которым ты расстаёшься, выходя во взрослую жизнь. Он и по сей день мой наставник и друг. И не скрываю, что большинство работ у меня получилось благодаря подсказкам этого большого и щедрого мастера.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • Роман

  • 22 сентября 2013 06:10
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
директор радиозавода Михаил Лазаревич Анисимов предложил сделать «Трубача» на радиомеханическом техникуме. Работа заняла два с половиной года. Потом началось сотрудничество с Александром Ивановичем Вольхиным, генеральным директором медеэлектролитного завода.
Ах, было время, эта жизнь была — первач, Мануфактуры запускали под кумач, А скрипачей уже шугали трубачи. И Клыч имел тогда наган и хромачи. А на довесок была слабость у Клыча: Ходить в кабак и двигать речи сгоряча. Он полобоймы для вниманья изводил И агитацию народа проводил. -Галерка, ша! Я публике скажу, Кто в этой жизни красный, а кто белый! Кого Господь для дальшей жизни сделал, А кто отжил. Я кончу — покажу! Внимала влет на дуло глядя сотня глаз, Что в этой жизни — “элемент”, а что есть — “класс”. Что в этой жизни — “галифе”, а что есть — “фрак”. Что есть — “ладонь”, что — “пятерня”, а что — “кулак”. - Прошу меня за комиссара не принять, Что мог коммуну на анархию сменять. Я вас не стану “карло-марксой” заражать, Что новый мир вам собирается рожать! Галерка, ша! Я публике скажу, Что есть для вас — “труба”, а что есть — “скрипка”. А кто в струментах грамотный не шибко, Иди сюда, по нотам разложу! На этом месте он всегда давил крючок. Но вдруг с мадам одной Клычок поймал торчок. Сказал он: “Граждане, лежать бы вам в гробу, Но ради дамы отменяю я пальбу!” Она сомлела и растаяла, легка. А по утрянке в коридоре Губчека Открылась дверь, Клыча пихнули на порог, И дама спела: “Проходите, демагог!” -Галерка, ша! Я публике скажу, Где бабий флирт, а где патруль-облава! И бог не дай, мне подмигнет шалава, Будь фраер я, на месте уложу!