Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Красный галстук пионера – для хорошего примера

26-07-2013, 14:21 Категория: Общество
1 828
0

Современные школьники завидуют пионерскому детству своих родителей
 
Почему ныне существующая массовая детская организация «Юная Россия» не смогла стать столь же заметной и значимой, как пионерская времён СССР? Какие добрые, полезные и важные детали детского воспитания
не смогла сберечь и перенять «Юная Россия»?

 
Прогрессирует индивидуализм
Пару недель назад одна родительница подарила нашей школе книжки из серии «Библиотека пионера». А с ними и пионерский галстук – со словами: «Может, пригодится для работы».
Ещё в прошлом году, накануне 90-летия пионерии, ученики четвёртых-шестых классов попросили меня поделиться воспоминаниями о красногалстучном детстве. Ничего не приукрашивая, вспомнила несколько эпизодов. Ребята неожиданно загудели: «Везёт вам! Вы раньше так интересно жили!» На моё удивлённое: «У вас тоже есть своя организация – «Юная Россия» – дети возразили: «Это совсем не то». Правда, разницу объяснить толком не смогли.
Кстати, упомянутый выше эпизод вспоминался минувшей весной, во время очередной акции «Собрал макулатуру – сохранил лес». Редкий день проходил без того, чтобы кто-то из мам и пап, бабушек и дедушек не отозвался бы одобрительно о возрождении этого «хорошего дела». И почти каждый тепло рассказывал о своём пионерском детстве. Выражали надежду на возвращение пионерских отрядов. Приводили весомые аргументы: «Дети дружнее станут!», «У них будут общие интересы!».
Странное дело! Казалось бы, жизнь современного школьника так насыщена событиями – разнообразными и, как стало модно говорить, – креативными. У них немало возможностей развить свои таланты. И прав у нынешних детей больше. Но позавидовали мне в том числе и ребята с пухлыми от личных достижений и результатов портфолио. Так чего же не хватает нынешним юнроссам?
Когда-то мы ёрничали по поводу строчек Павла Когана: «Есть в наших днях такая точность,/Что мальчики иных веков,/Наверно, станут плакать ночью/О времени большевиков». Поэт же оказался провидцем. Современным детям, возможно, не хватает особого чувства коллективизма, соучастия, осознания собственной значимости в большом деле. Они теперь в большинстве своём работают каждый на себя. Да, у «Юной России» тоже есть свой хороший Устав, где прописаны важные обязанности: защищать Родину, беречь природу, учиться, дружить. Но, в отличие от пионерской организации, она не созрела ещё до ИДЕИ, которая когда-то объединяла октябрят, пионеров, комсомольцев.
 
Слоёный пирог из специализаций
Из каких дел и мероприятий складывалась жизнь каждой школьной пионерской организации? Военная игра «Зарница», традиционные смотры песни и строя. Посадка деревьев, сбор макулатуры и металлолома, субботники. А ещё – тимуровское движение, поисковая работа. Походы и спортивные состязания. Были и концерты на заводских площадках для шефов, ежегодные смотры художественной самодеятельности. А жизнь ребят в наши дни по эмоциональному разнообразию, на мой взгляд, обеднела. Военное дело осваивают кадеты, поляны и речные берега чистят экологи, помогают всем и вся волонтёры, в походы уходят скауты, на сценических площадках выступают ученики школы искусств и участники студий… Получается такой слоёный пирог из специализаций. А если ребёнок не может или не хочет заниматься где-то дополнительно? Он оказывается за бортом?
В пионерской дружине каждый в меру своих способностей был и солдатом, и артистом, и волонтёром, и экологом. Исчезновение пионерского движения стало, как мне кажется, сродни исчезновению единой школьной формы. Сразу кто-то выделился, а кто-то потерялся.
Пионерская организация являла собой систему воспитания. Можно ли назвать хотя бы один пункт в ней вредным или лишним? Если кому-то не нравится её политическая окраска, можно остановиться только на названии. Пионер – значит «первый». Да и алый цвет галстука сам по себе очень позитивный и боевой. Чего не скажешь о зелёном юнроссовском, который дети надевают только по праздникам.
Изменилась и роль книги. Вспомним некоторые из нашего детства, где дети стараются совершить добрый поступок. В «Алтайской повести» Л. Воронковой пионеры вместе с комсомольцами выращивают сады. «Неугомонные бездельники» в книге Г. Михасенко благоустраивают двор и ставят спектакли для соседей. Вместе с дедом борется с ночной аварией на стройке маленький Илья из повести Э. Цюрупы «Дед Илья и внук Илья». Охраняет лес от браконьеров «Сын лесника» А. Караева. Я уже не говорю о повестях Гайдара, Кассиля, Крапивина. И все они были написаны на основе реальных событий. Теперь назовите хотя бы одну современную книгу о юнроссах. Или просто о современных детях. Всё какие-то фэнтэзи, детские детективы или пародии на дамские романы для девочек. Почему? Да потому что не хватает, видимо, в их жизни чего-то стоящего, истинного, главного, о чём следовало бы написать.
 
Труд и учит, и воспитывает
Справедливости ради следует сказать, что наши рассуждения о том, что общество стало духовно убогим, к счастью, в жизни иногда опровергаются. Почему из 378 учеников первой школы и их родителей, сдавших макулатуру во время конкурса, никто не задался целью получить за неё деньги? И здесь дело не в том, что деньги невелики – килограмм стоит два рубля. Возобладало дело чести – помочь классу победить. Или побить личный рекорд. Чтобы прозвучала твоя фамилия под аплодисменты и восторженные крики товарищей. И уже не так страшно, что в дневнике не всегда хорошие оценки…
Нынешних детей всё чаще лишают радости совместного и созидательного труда. Как бы не укололись, не надорвались, не испачкались. А что потом? Если в школе их оберегают, если дома не учат работать, что из них вырастет? «Посылать людей на вой­ну необученными, значит, предавать их», – говорил Конфуций. Ограждать от труда – не меньшее предательство. Великий педагог Макаренко не только обеспечивал беспризорников кровом и пищей, но в первую очередь давал им профессию, ремесло, которое потом могло их прокормить и помочь стать полноценными гражданами. Работой должны заниматься не только трудовые бригады и волонтёры, она призвана объединять всех школьников. Мы сами мыли пол в классе, белили и красили кабинеты, выходили на субботники. Ездили на уборку урожая в колхоз, собирали в засушливое лето корм для скота. Пропадали после уроков в школьных мастерских, работая настоящими инструментами. А сейчас в школьной программе эфемерные проекты или ничего не дающие презентации.
 
В едином строю взрослые и дети
 
А патриотическое воспитание! Почему каждый год в День Победы ребята активного возраста оказываются не у дел? Для «живого коридора» они уже выросли, а для возложения венков ещё малы. В лучшем случае они участвуют в шествии вместе с родителями. Или по пять-десять минут стоят на вахте памяти. Если бы торжественным маршем вместе с кадетами шли отряды от каждой школы, весь город приходил бы смотреть на них. Это была бы и дань памяти тем пионерам, которые помогали приближать Победу. И по эмоциональной окраске праздник стал бы в разы мощнее.
Недавно мне попалась книжечка выпуска 1948 года «395 игр и развлечений». Подумать только! Для полуголодных, обездоленных детей третьего послевоенного года, живущих в разрушенной стране, потерявших родных, издаётся такая книжка! В аннотации написано: «Нашей молодёжи, нашим ребятам нужны увлекательные игры, развивающие ловкость и силу, пытливость и сообразительность, приучающие упорно преодолевать препятствия, воспитывающие дух товарищества и здорового соревнования». Ни одну книжку из «новых» не предварить таким вступлением! Ни одна из них подобные цели и не преследует. А сегодняшние «упакованные» и сытые дети всё чаще сочиняют массу причин, чтобы не ходить на физкультуру или не участвовать в эстафете.
Пионерская жизнь была не только системой воспитания, но и нормой жизни. Сейчас искренность и теплота общих дел обмельчала, превратившись в одноразовые акции, которые, повторюсь, работают на чьё-то конкретное имя, а не на общее благо.
Конечно, новая детская организация – дело молодое во всех смыслах. Но в каждом пироге, даже слоёном, обязательно должна быть начинка. И в наши дни необходима «точность», как во времена поэта-фронтовика Павла Когана.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить