Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Старты тренера Трубина

7-08-2015, 15:01 Категория: Спорт
1 807
1

Воспитанники его велоклуба в числе призёров престижных чемпионатов. За двадцать с лишним лет он вырастил немало выдающихся спортсменов. Обладателей наград как российского, так и мирового уровня. Но в тренерской работе встречались и печальные страницы.

Товарищи по команде поздравляют Владимира Трубина с победой на чемпионате Урала в 1972 году.

Товарищи по команде поздравляют Владимира Трубина с победой на чемпионате Урала в 1972 году.


Заезд в «иллюминатор»

На стартах всероссийской седь­мой летней спартакиады учащих­ся, которые проходили 3 августа на Слюдоруднике, Владимир Ива­нович выступал в качестве судьи. Давал отмашку очередному заезду на горных велосипедах, строго сле­дил, чтобы всё было по правилам. А сам нет-нет да поглядывал в сто­рону своей ученицы 16-летней На­сти Шарабриной. Не потому, что сомневался в её подготовке. На­против, знал: Настя – опытный бо­ец, и на равных будет состязаться со своими соперниками, приехав­шими из разных городов России – от Краснодара до Новосибирска. Беспокоился по другому поводу: хватило ли ей духа и силы воли вос­становиться после падения на пи­терском треке?

 

За три дня до этих соревнований, 31 июля, девушка выезжала на со­ревнования в Санкт-Петербург.

– Вот там она и упала, – говорит Трубин, – травмировала плечо, ло­коть, коленки. На Слюдоруднике она управляла велосипедом, по сути, од­ной рукой.

Тем не менее, Насте хватило и силы, и воли, и духа. В гонке, кото­рая на профессиональном языке называется «иллюминатор», то есть на выбывание, она успешно про­шла квалификацию, поочерёдно лидировала в заездах. И только в финале уступила велосипедистке из Копейска. В итоге – серебряная медаль. Очень неплохой результат, если учесть, что за право взойти на пьедестал почёта боролось более 50 совсем неслабых соперниц.

 

– Настя – последняя моя «звёз­дочка», – неожиданно заявил Тру­бин, – больше я с девчонками не работаю.

И поведал грустную, даже тра­гическую историю. Велоспортом у него занималась дочь и ещё одна очень перспективная девушка. Дочь умерла от рака головного мозга в 19 лет. Другая велосипедистка во вре­мя тренировки попала под машину и погибла. Эти две смерти Влади­мир воспринял как мистическую подсказку: велосипед – не для де­вушек. Единственный раз не смог удержаться, когда в секцию пришла Настя. Намётанным глазом опреде­лил: из девчушки выйдет толк. Но её падение в Питере заставило вер­нуться к данному ранее зароку: по­сле Насти – никого!

 

Получил кличку Тера

Сам Владимир из семьи потом­ственных спортсменов. Его отец Иван Трубин – ветеран Великой Отечественной, воевавший с япон­цами и осевший на долгие годы в Харбине. Уже потом, на медеэлек­тролитном заводе в Верхней Пыш­ме, увлёкся гирями, волейболом, был физоргом цеха. А два Володи­ных брата оседлали велосипед. Вик­тор – призёр российских соревнова­ний. Другой брат – Александр, член сборной Советского Союза, состоял в первой тогда профессиональной команде «Альфа Люм», которую ор­ганизовал итальянский алюминие­вый магнат. Это был грандиозный, правда, недолгий (всего два года), но стремительный скачок советского велосипедного спорта.

 

Также стремительно делалась спортивная карьера самого Влади­мира. В 18 лет он был чемпионом Урала, победителем многодневных велогонок. Но неожиданно его тре­нер решил перебраться всей коман­дой в солнечный Узбекистан. Там Трубин стал чемпионом республи­ки, а по совокупности всех стартов попал в сборную Советского Союза. Медали сыпались одна за одной: серебряный призёр спартакиады СССР, второй на первенстве профсо­юзов, третье место в кольцевой гон­ке вокруг Кремля на призы газеты «Московский комсомолец».

 

На мой вопрос, почему в каче­стве спортивного направления он выбрал велосипед, Владимир Ива­нович улыбнулся.

– Сам не знаю. Увлекался многи­ми видами спорта. В школе неплохо прыгал в длину, за что получил клич­ку «Тера»: блистал в то время рекорд- смен мира по прыжкам в длину и спринтер Игорь Тер-Ованесян. Од­новременно я играл в футбол, три года занимал место центрального защитника в дублирующем составе «Уралмаша». А знакомые ребята хо­дили в только что организованную велосипедную секцию. Позвали: «Давай к нам!» Попробовал – за­цепился, начало получаться. Через два года стал серебряным призёром первенства России по юниорам.

 

Итальянский сувенир

И тут обнаружилась у Владими­ра такая черта, как фанатизм. Из­нуряющих тренировок ему было мало. После них он таскал «желе­зо»: до изнеможения занимался штангой. Приползал домой, по его выражению, на карачках. Этот фа­натизм он передал и своим пер­вым ученикам. Когда закончил спортивную карьеру, пошёл в тре­неры. Ещё в Узбекистане вырас­тил парня, ставшего профессио­нальным гонщиком, впоследствии уехавшим в Испанию. А дальше – развал СССР, возвращение в Пыш­му, где ему, именитому спортсмену и перспективному тренеру, места не нашлось. Пришлось начинать всё с начала, но в Кыштыме. И вновь успешный старт Владимира Труби­на уже в качестве детского настав­ника: на третий сезон его ребята вы­играли первенство области.

 

Велосипедный спорт – вид осо­бый. Хлюпиков, слабых духом он от­торгает. Велосипедист, попавший в завал, ободравшийся до невозмож­ности, выбирается самостоятельно. Скрипя зубами, садится в седло и рвётся вперёд за ушедшей группой.

 

– Помню историю, – приводит пример Трубин, – которую мне рас­сказал чемпион мира из Омска Вла­димир Соколов. На каком-то этапе он упал, ободрал руки. «И тут мы поднимаемся в гору по брусчатке. Начинается град. Руль не могу от­пустить. Крупные градины бьют по живому мясу. Боль адская. А сам ду­маю: если бы в этот момент кто-то сказал, что велосипедный спорт не самый тяжёлый, я бы его, наверное, загрыз!»

Сидеть и крутить педали – это одно. Надо ещё и головой вертеть, смотреть, нужна ли кому помощь из твоей команды. По признанию самого Трубина, как раз у него ко­мандное чувство превалировало над личным. Так случилось однаж­ды на многодневной гонке в Узбе­кистане.

 

– Перевал Камчик. Подъём – 50 километров, – рассказывает Вла­димир, – мой товарищ замыкает шестёрку, которая должна поехать в Италию. Поднимается сильный ветер. Группа из 150 человек рвётся на восемь, как мы говорим, пачек. И тут я замечаю своего «итальянца» в последней пачке! Я в ужасе: «Саша, ты же должен быть в первой группе! Ну-ка, садись мне на колесо!» Рву из последних сил, обхожу всех по обо­чинам. Сашка, как приклеенный, не отстаёт. Довожу до первой пачки, а сам, вконец обессилев, еле добира­юсь до финиша. Он в составе сбор­ной Союза едет в Италию. На дорогу даю ему две дефицитные велотруб­ки. В обмен прошу привезти суве­нир. А он после поездки даже здоро­ваться со мной перестал!

 

Никто, кроме меня!

Трубин – тренер не совсем обыч­ный. Во время соревнований (не в пример другим наставникам) не бе­жит за своими ребятами, не подго­няет, не орёт, срывая голос.

– Сорванный голос тренера, – поясняет Владимир Иванович, – это признак его плохой работы. На тре­нировках, да – могу прикрикнуть, дать волю эмоциям, а на соревнова­ниях безмолвствую, разве что ино­гда подбодрю или подскажу. Здесь уже криком не поможешь: что вло­жил в своих воспитанников, то и по­лучишь.

 

А вложил тренер в своих подо­печных немало. Серьёзных успе­хов достигли его ученики Иван Марчин, Александр Сатонин. Оба – на грани попадания в сборную стра­ны. Членом сборной стал Михаил Хажеев, не раз входивший в число призёров всероссийских соревнова­ний. Ну, а о Насте Шарабриной мы уже рассказывали.

 

О сегодняшнем дне своей ве­лошколы Владимир Иванович го­ворит с невесёлой ноткой. Когда начинал 23 года назад, то на балан­се секции стояло 60 велосипедов и столько же воспитанников. Сейчас пять «великов» на восемь-десять человек. Что осталось неизменным, так это тренерский оклад в восемь тысяч рублей!

 

– Не понимаю, – не то сетует, не то недоумевает Трубин, – почему в крупных городах тренеры, добив­шиеся таких же результатов, полу­чают по 40-50 тысяч, а я...

На этот вопрос Трубину вряд ли кто ответит. Зато можно спросить его самого: «А почему ты тогда дер­жишься за эти колёса, почему не ищешь более выгодного приложе­ния своего богатого опыта, таланта наставника?» И тут сосредоточен­ное выражение лица моего собе­седника сменяется на счастливую улыбку: «Да потому что люблю я это дело, потому что знаю: лучше меня его никто не сделает! И вообще, я считаю себя счастливым человеком, поскольку состоялся как спортсмен и как тренер!»

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что Настя заво­евала второе «серебро» – в эста­фете кросс-кантри.


Визитная карточка

 Владимир Иванович Трубин. Тренер детской велосипедной школы. Родился в Харбине 26 февраля 1954 года. Неоднократный победитель и призёр крупных соревнований. Мастер спорта международного класса. За личные заслуги удостоен звания «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации».

Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • СВЕТЛАНА333

  • 8 августа 2015 13:01
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
Спасибо,Владимир Иванович,за детей,которые приносят нашему городу медали такого высокого уровня!!!!! ОЧЕНЬ БЫ ХОТЕЛОСЬ,ЧТОБ АДМИНИСТРАЦИЯ НАШЕГО ГОРОДА,ХОТЬ КАК-ТО ОТБЛАГОДАРИЛА И ТРЕНЕРА ЗА ЕГО НЕЛЕГКИЙ ТРУД!!!!!!!