Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Через классику – к постижению добра и зла

4-10-2013, 12:57 Категория: Общество
1 177
1

Учитель литературы Лариса Дворцова считает безнравственными тех, кто не читает
 
На стене аудитории – портреты великих писателей. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Тургенев, Чехов. На экране слайд – картина Леонарда да Винчи «Тайная вечеря», где двуличный Иуда тянется к середине стола, чтобы отщипнуть без спроса кусок от каравая хлеба.

 
В человеке нет одной краски
Что общего между портретами русских классиков и шедевром великого итальянца? В принципе, ничего, если не считать того, что речь на уроке литературы в одиннадцатом классе средней школы № 2 шла о творчестве зачинателя экспрессионизма Леонида Андреева и, в частности, его повести «Иуда Искариот». Преподаватель Лариса Николаевна Дворцова ведёт даже не урок, а беседу с интригующим сюжетом.
– Коля, вам слово! – приглашает она к разговору одного из учеников.
Коля идёт не к доске, как это принято, а садится за стол учителя. Начинается глубинный анализ... Нет, не собственно произведений сложного, неоднозначного в своей творческой и жизненной биографии Андреева. Напротив, начинается философский разговор на сложнейшие темы любви и предательства, добра и зла, лжи и правды, притворства и искренности. И все эти антитезы, то есть противоположности, присущи не разным людям, а одному человеку, в нашем случае – Иуде.
Но только ли ему? Через литературно-библейский образ учитель доносит до своих учеников сложную и одновременно простую истину: в человеке нет одной чёрной или одной белой краски. Одна и та же личность способна сочетать в себе позитив и негатив, совершать благородные и низкие поступки. Тот же Иуда из Кариота искренне любил Христа, так же искренне его предал, так же искренне раскаялся и... Впрочем, вполне возможно, что на него возвели напраслину, отчего он, не выдержав, пошёл на суицид.
Ничего не скажешь, было над чем поразмышлять юношам и девушкам на спаренном уроке. Им всем, а не одному Коле. То и дело педагог выкликала Семёна, Анжелу, Ксению, Володю, Диму. Едва ли не всех. Если бы кто-то подслушал за дверью, то подумал бы, что в классе проходит урок... физкультуры, потому что звучали фразы: «Вдвоём работаем! В паре!»
 
Отчего рыдал Гараська
Подобные мозговые атаки – в правилах у преподавателей высокого класса, каким, безусловно, является Лариса Николаевна Дворцова. А иначе как по-другому побудить учеников не просто проглатывать тексты, а постигать сокровенный, не сразу понимаемый смысл произведения, особенно такого сложного и неоднозначного автора, как Андреев.
Вот педагог приглашает своих одиннадцатиклассников порассуждать над тем, как враги становятся друзьями хотя бы на один день. Для чего советует обратиться к рассказу того же Андреева «Баргамот и Гараська». В этом рассказе ненавидящие друг друга полицейский и местный забулдыга однажды проникаются взаимными светлыми чувствами, обнаруживая вдруг, что они – люди, что оба умеют переживать и сочувствовать, что оба, несмотря на огромную разницу в общественном статусе, способны на любовь к ближнему. И когда в конце произведения вечно злобный Гараська рыдает за праздничным столом в доме Баргамота оттого, что к нему впервые в его жизни обратились по имени-отчеству, становится понятно: выше библейской любви к ближнему есть уважительное отношение к человеку, на какой бы ступеньке бытия он ни находился.
Наблюдая за Дворцовой, приходишь к мысли: неспроста она задаёт «коварные» вопросы о несочетаемых понятиях – любовь-ненависть, правда-ложь и т. д. Как минимум, учитель призывает к размышлению, а как максимум...
– Хочется привить детям правильные ориентиры, – рассуждает Лариса Николаевна, – чтобы знали, за кем и в каком направлении идти, каким ценностям отдавать приоритет. Ведь что такое для них дружба? Для многих – ничего, и любовь – ничего. Теряем молодёжь. Обидно. Притом считаю, что современная молодёжь – удивительная. Но те ценности, которые были у нас, наши идеалы они утратили.
– А если идеалы были ложные?
– Может быть. Но, не зная ложных идеалов, мы не поймём правильных.
 
Мы пришли, чтобы любить
Пикироваться дальше с таким серьёзным оппонентом, как Дворцова, я посчитал абсолютно неуместным, а потому свернул начавшийся было диалог вопросом: «Что больше всего вас волнует?»
– Меня очень беспокоят нечитающие подростки. А всё потому, что в их доме нет книги, нет читающих родителей. Я уже обратила внимание: в семьях, где читают взрослые, читают и дети. По мне, нечитающий человек – это ступор, он безнравственен. Это значит, что он не научится отличать хорошее от плохого, дурной поступок от благородного.
Наверное, так и есть. Видим же мы примеры, когда одно и то же событие трактуется полярно. И это не просто разброс мнений, а именно непонимание происшедшего, неумение дать ему оценку. А неумение произрастает из того же корня, что и невежество.
– Дети меня нередко спрашивают: «А зачем нам классика, зачем нам Пушкин с его «Барышней-крестьянкой»? – продолжает Дворцова. – Я отвечаю: «Так мы же изучаем не моду девятнадцатого века, не характеры людей, которые не меняются на протяжении веков, а исследуем вечные понятия: добра и зла, предательства и любви. Учимся понимать, как нам следует поступать в том или ином случае. Мы пришли на эту землю, чтобы любить. Мне возражают: «А вот я не могу полюбить кого-то!» Отвечаю, что я тоже долгое время не могла, пока не поняла: этому чувству надо опять-таки учиться. Надо уметь найти в другом человеке то качество, за которое его можно полюбить.
– По-вашему, Иуду тоже можно полюбить?
– Конечно. Хотя бы за то, что он любил Христа...
–!?
– Да, предал... Он хотел проверить, что будут делать другие ученики. Но никто из апостолов не заступился за Иисуса. А когда Иуда повесился, никто за ним больше не пошёл. Поймут это дети или не поймут – это я сейчас и проверю на уроке.
После перемены одиннадцатиклассникам предстояло продолжение беседы о творчестве Андреева. Это тот случай, когда уместно сослаться на другого классика – Михаила Лермонтова, сказавшего однажды: «Лишь в человеке встретиться могло Священное с порочным».
 
КОММЕНТАРИЙ
Татьяна Николаевна Воронкова, директор средней школы № 2:
Лариса Николаевна в педагогике уже 28-й год. Это очень творческий человек. Она неоднократно становилась победителем различных конкурсов, обладателем грантов. В 2006 году удостоена премии главы Кыштымского округа,
в 2007-м получила грант президента как победитель конкурса среди учителей России, в 2012-м – грант губернатора Челябинской области. В этом году вновь стала обладателем президентского гранта. Ей присвоено звание «Почётный работник общего образования РФ».
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 16.10.2014
  • Статус: Пользователь offline
  • 27 комментариев
  • 0 публикаций
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку...