Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Терпимы, но не безразличны

28-01-2013, 12:56 Категория: Общество
930
0

Воспитание: Школьники учатся признавать за другими равные права
 
В нескольких школах города проведено анкетирование, призванное выяснить, насколько мы лояльны друг к другу, в том числе и из-за различия в национальностях.

 
Самые щедрые... индейцы
Анкета так и называлась: проблема национальной толерантности в школе. Тема пришла из кабинетов прокуратуры. Но, как сказала старший помощник прокурора города, юрист второго класса Мария Кирьянова, это не связано с какими-либо форс-мажорными обстоятельствами. Подобная работа ведётся на постоянной основе в рамках правового просвещения, надзора за противодействием экстремизму и защиты прав несовершеннолетних. Сразу надо сказать, что опрос среди порядка четырёхсот старшеклассников, из которых 87 процентов – русские, не выявил ни национализма, ни экстремизма. Да и в самом термине «толерантность» многие сведущи. По словам директора психологического центра Натальи Галицковой, анкеты подтверждают, что многих мало волнует национальность одноклассника, друга или подруги. Тем не менее, эту подробность отмечают, но не более. Так, одна из опрошенных дружит с девочкой из семьи оседлых цыган, и эта дружба вызывает одобрение сверстников.
Кстати, толерантность продемонстрирована в ответах на вопросы относительно друзей иной национальности. Многие подчеркнули, что они дружат с башкирами, татарами, украинцами, казахами, немцами, азербайджанцами, грузинами, греками, венграми, поляками, эстонцами, белорусами. Точно так же большинство не разделяет народы на «плохие» и «хорошие». Лишь несколько человек высказали мнение, что все народы плохие, кроме русского и... американского. Показательно высказывание, когда за свою национальность опрошенные испытывают одновременно гордость и неловкость. Скорее всего, вторая часть ответа – реакция на неадекватное поведение наших соотечественников за рубежом. Ну, а первая – наша героическая история.
Некоторые ответы вызывают улыбку. Так, на вопрос по поводу самой щедрой нации приоритет был отдан, разумеется, русским. Но два респондента посчитали за таковых... индейцев! Неужели ребятам повезло побывать и угоститься в вигваме апачей или команчей? Хватало и самокритики. Такую черту, как лень, большинство приписало титульной нации. В жадные угодили американцы, в хитрые – монголы.
Между тем, опять-таки большинство достаточно трепетно относится к принадлежности своей к великому русскому народу и нипочём эту принадлежность не хочет поменять. Ну, разве что на англичанина, француза или голландца.
 
Но славянином быть обязан
Анкета, понятное дело, анонимна. Но за ней стоят конкретные юноши и девушки. Захотелось увидеть и услышать мнение респондентов в реальности. Озвучить своё видение проблемы толерантности согласилась одиннадцатиклассница школы № 3 Катя Поплавская.
– Для меня все народы – хорошие. Это я говорю сейчас, и точно так же ответила в анкете. Плохих нет, а есть лишь отдельные их представители, по которым нельзя судить о всей нации.
Тем не менее, связать свою судьбу Катя намерена только с представителем своей национальности. Но на всякий случай учит английский.
А вот у её одноклассника Льва Диденко взгляд на понятие «национальность» гораздо шире.
– Я называю себя славянином. Это масштабнее, чем русский, украинец и белорус. Сюда же причисляю скандинавов. Так что я не столько славянин, сколько норд. У меня вообще свой взгляд на государственное устройство в национальном плане. А именно – национально-социалистический, но не радикальный. Не возражаю против приезжих из зарубежья, но они должны жить и работать отдельно, не пересекаясь с нами своими обычаями и традициями. На своей родине они ведут себя пристойно, считаясь со своими законами, уважая старших, у нас же чувствуют себя свободно, тем самым ущемляют свободу коренных жителей. Я не обобщаю, но такие моменты есть. Поэтому дистанция необходима.
Что ж, толерантность, так сказать, на расстоянии, лучше, чем выяснение отношений в непосредственной близости. Национальные отношения – достаточно тонкая субстанция. Однако не надо забывать: человек не виноват, что он родился на юге, востоке или в индейском вигваме. Поэтому лозунг: живи сам и давай жить другим – должен составлять корни толерантности.
Что же касается анкетирования, то, как только подобьют итог, будет организован «круглый стол» с его участниками. В ходе дискуссии и творческих заданий выяснится общий настрой относительно терпимости к иному образу жизни.
 
Мнение
Андрей Сергеевич Т., ветеран правоохранительных органов:
Национализм существует у нас на бытовом уровне. И как ни бейся, всё равно мы в первую очередь, с одобрением или наоборот, говорим о национальности человека, а потом уже – о его личных качествах.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить