Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

В школах появился предмет без отметок

10-10-2012, 14:19 Категория: Общество
1 006
0

Образование: С этого учебного года введены уроки по изучению мировых религий
 
Во вторую начальную, честно говоря, шёл с предубеждением. Заранее настраивал себя на протест: всё-таки школа – светское учреждение.
 
Предписано сверху
К четвероклассникам я зашёл вместе с директором Надеждой Жилинской и её заместителем по воспитательной работе Ларисой Вшивцевой. Только сели за последние парты, как прозвучала фраза учителя Оксаны Елизаровой: «Ребята, обернитесь, посмотрите, кто к нам пришёл, чтобы больше не вертеться!». Неожиданный педагогический приём сработал. Двадцать с лишним пар любопытных глаз оценили гостей пристальными взглядами, и потом весь урок никто на нас внимания не обращал. Тем более что и сама тема не давала отвлекаться.
Новый курс введён в южноуральских школах с нынешнего учебного года приказом министерства образования Челябинской области на основании распоряжения правительства РФ. Изучать мировую религию было предложено через шесть модулей, в их числе – основы мировых религиозных культур и светской этики. Именно на этих культурах, разделившись в своём выборе примерно поровну, и остановились родители четвероклашек. Никто из родителей в Кыштымском городском округе, за исключением чуть более двух процентов, а это всего десять человек, не пожелал, чтобы их ребёнок изучал какую-то конкретную религию. Вторая начальная, с учётом мнения родителей, предпочла основы мировой религии.
В начале урока дети повторили пройденное на прошлом занятии: они довольно быстро и безошибочно разобрались, какая именно эмблема государства изображается на печатях и бланках – гимн, герб или флаг. Также без проблем выяснили, какой текст относится к гимну страны: «Широка страна моя родная», «Россия, священная наша держава», «С чего начинается Родина?». Ну и, наконец, – что есть религия: объект, созданный человеком, вера людей в сверхчувственное существование нематериального мира, система определённых ценностей? Ответы вновь оказались точными. Вдобавок, дети тонко подметили, что во всех вопросах верным оказывался второй вариант.
 
Не воровай, не любодействуй
Управившись с домашним заданием, ученики переключились на новую тему. Её, естественно, назвала Оксана Александровна: возникновение религий. Опять же, без налёта какого бы то ни было дидактизма учитель совершила экскурс в далёкое прошлое. Начала с известного: древние народы по невежеству своему и необразованности верили в колдовство и магию, а также в духов – добрых и злых. Бестелесные, но обладающие невиданной силой и властью существа, по убеждению наших древних предков, квартировали в природных стихиях, в горах, лесах, животных. Оттого люди и поклонялись пням, камням, медведям, оленям... Но постепенно от язычества человечество перешло к вере в богов. Их великое множество, и каждый заполняет положенную именно ему нишу. Одни покровительствуют торговле, искусству, ремёслам, другие командуют подземным царством или властвуют над океанами. Когда от обилия гермесов, аполлонов и зевсов стало рябить в глазах, теснить в душе, люди рассудили здраво: лучше придумать единого творца.
Но этому предшествовал долгий путь. И не из варяг в греки, а через землю Ханаан, Египет и долгое блуждание по пустыне. До сих пор учёные гадают, чем питались люди во время сорокалетнего скитания по пескам и что есть манна небесная. То ли вещество, вырабатываемое дикими пчёлами, то ли лепестки неведомых цветов (хотя какие цветы в пустыне, кроме колючек!). Наиболее правдоподобной кажется версия, которую я услышал не на уроке, а пару дней спустя, по телевизору. В сюжете на тему затянувшегося путешествия по аравийским пескам предполагалось, что это инопланетяне приспособили на своих НЛО генераторы. С их помощью, якобы, перерабатывали солнечную энергию и экспортировали её на землю в виде хлопьев, напоминающих по вкусу крупяные чипсы (кто пробовал, пусть меня поправит!).
Кстати, до сих пор неизвестно, что пили люди во время 40-летнего пути? Как мы знаем, без еды можно протянуть больше месяца, а без воды, да ещё в пустыне, продержишься меньше недели.
Было видно, что четвероклассники воспринимают рассказ учителя как занимательную историю. В то же время они пытались осмыслить услышанное. Например, современным (да и не современным тоже) детям трудно понять, как престарелая Сара в свои 90 лет родила сына. И с чего вдруг Авраам повёл первенца, своего долгожданного ребёнка, на заклание. Пусть даже по чьей-то просьбе. И убил бы, не перехвати руку с ножом спустившийся с небес ангел, указавший затем на пасущегося рядом невинного барашка. И какой стресс перенёс несчастный Исаак!
Нужны ли все эти страсти детям – об этом можно только дискутировать. Причём долго и бесполезно: курс в программу общеобразовательных школ введён свыше, то есть сверху, и ничего изменить нельзя. Радует лишь то обстоятельство, что сами педагоги достаточно взвешенно относятся к преподаванию основ мировых религиозных культур. И видят в этом предмете главное. Это главное на уроке было заметно. И оно не в рассказе о злоключениях народа, вырвавшегося из египетского рабства. Оно в тех коротких, но ёмких фразах, которые мы называем заповедями, по сути, являющихся кодексом поведения человека. Было интересно слышать, как трогательно ребята поочерёдно называли эти нравственные установки. Трудно выговариваемые для них слова они перекладывали на свой лад: «Не воровай!», «Не любодействуй!»
 
Право каждого решать самому
Ну, а насчёт того, насколько глубоко поселилась вера в сверхъестественное в головы и души четвероклассников, показал небольшой опрос. Его я провёл с несколькими ребятами, задав им два вопроса: «Веришь ли ты в Бога?» и «От кого произошёл человек?»
Кирилл Передельский: «Верю! Всё, о чём говорили на уроке, было на самом деле... Человек произошёл от обезьяны!»
Матвей Ершов: «Верю! А человек, я так думаю, произошёл от Евы!»
Катя Баранова: «Верю! Говорят, если верить в Бога, то я всегда буду здорова и моя семья – тоже».
Таня Тарасова: «Да... От обезьяны... Ещё хочу, чтобы Бог меня защитил от собак. Два года назад на меня напала чёрная овчарка, у неё были красные глаза. Она укусила руку и спину».
Милые, но достаточно путаные откровения Оксану Александровну нисколько не расстраивают.
– Мы не навязываем ученикам какое-либо мировоззрение, тем более что достаточно долго все жили в атеистической среде. От кого именно произошёл человек – в этом каждый должен определиться сам. Я считаю, что от Бога, поскольку крещёная и посещаю церковь. Но переубеждать ребят не собираюсь.
– Наша задача – чтобы дети знали историю возникновения религиозных культур, – говорит Надежда Анатольевна Жилинская. – А прийти к религии или нет – пусть они решают сами, вместе с родителями.
 
Мотивация к морали
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, она же методист управления по делам образования Лариса Алексеевна Вшивцева не видит никакого разночтения между двумя теориями – теологией (богословием) и дарвинизмом.
– Если утверждать, что Бог создал всё живое, то он не мог отрицать дальнейшей эволюции. Приемлет же церковь развитие науки, той же медицины, направленной на продолжение жизни и борьбу с различными болезнями. Поэтому надо избегать начётничества. Одни пусть верят в рождение человека из глины, другие – от высших животных. Но нет смысла устраивать по этому поводу диспуты, как это было в двадцатые годы прошлого века. Они только вызовут нежелательные противостояния в обществе, которых и без того хватает.
Неприемлемо, по её мнению, и появление в школах священнослужителей любого вероисповедания. Преподавание должны вести только учителя с сертификатами, подтверждающими, что они прослушали все обязательные курсы: светского обучения в нашем государстве никто не отменял. Основным содержанием новых уроков должно быть одно – мотивация к высокому нравственному поведению.
Так что можно расслабиться: никакой угрозы новый предмет не несёт. В том числе и в буквальном смысле. Оказывается, этот предмет БЕЗОТМЕТОЧНЫЙ. То есть ты в любом случае не схлопочешь двойку за нетвёрдое знание имени святого или нечёткое произношение какой-то заповеди. Тем более неприемлемо оценивать детей по шкале – адепт ты веры или напротив. Главное, как уже сказано, – детям важно с юных лет вникнуть в глубинный смысл скрижалей с их моральными установками: «не воровайте», «не любодействуйте».
 
МНЕНИЕ
Александра Викторовна Шустрикова, бабушка четвероклассника:
Для общего развития такой предмет, может, и нужен. Но ведь у нас любую идею часто доводят до фанатизма: если уж Богу молиться, то лоб расшибая, если атеизм вводить, то с разрушением церквей.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить