Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Староверы возводят часовню

3-04-2015, 14:30 Категория: Культура
3 580
0

Крест будет воздвигнут над деревянным куполом
Завершить строительство
они хотели бы
к 28 августа, чтобы посвятить часовню Успению Пресвятой Богородицы.

 
Подались на Урал от гонений
История Кыштыма неразрывно связана со старообрядчеством. Кержаками и сегодня называют себя сотни приверженцев «старой веры». Это прозвище восходит к реке Керженец – откуда, начиная с 1720 года, староверы массово переселялись на Урал. В исторических исследованиях порой мелькают предположения, что основатель Кыштыма Никита Демидов, выбирая угодья для нового завода в предгорьях Сугомака и Егозы, положил глаз не только на рудные, лесные и водные богатства. Он, якобы, знал, что на башкирских землях в этом месте уже имелось небольшое поселение староверов, сбежавших на Урал от гонений царской власти и официального православия.
По данным церковных источников, в 1774 году в Кыштыме имелось 1509 православных душ обоих полов, из которых 64 – раскольники. Если учитывать, что в то время староверы сторонились любой власти – хоть духовной, хоть мирской, то точность этой «переписи» надо воспринимать с долей условности.
С демидовских времён в Кыштыме укоренилась одна из ветвей старообрядчества – беспоповцы часовенного согласия. На месте бывшего автовокзала по улице Калинина, как указывает историк Борис Мещеряков, когда-то стояла их часовня Вознесения Господня, где совершались богослужения. Этот известный исследователь, кстати, с сожалением констатировал, что тема кыштымского старообрядчества была и остаётся малоизученной страницей в истории города. По улице Володарского, вплоть до 1933 года, располагался молельный дом (ныне перестроен под жильё).
На рубеже XX и XXI веков все четыре кыштымских храма Русской православной церкви пережили или переживают второе рождение. Возведено несколько новых часовен. И только кержаки до последних лет собирались на молитвы в частный дом, где проводилось и крещение. Но теперь они выходят из тени. На улице Перевалочная база, 7 староверы своими силами возводят жилой дом с домовой часовней.
Милостыню
подают молодые
По названному адресу за крепкой оградой уже выстроено добротное одноэтажное здание, покрытое синей металлочерепицей. Над той его частью, где будет располагаться молельный зал, на крыше подготовлено место для установки купола с восьмиконечным крестом. В день, когда я здесь побывал, внутри шли отделочные работы, а во дворе велось бурение скважины для воды. По замыслу, помимо молельного зала с отдельным входом, во второй части дома будут располагаться и жилые комнаты. Как говорят сами староверы, – «для презрения пожилых» и для приёма гостей, которые наверняка будут приезжать в Кыштым, чтобы помолиться с единоверцами. В жилом секторе также оборудуют трапезную, комнату отдыха, кухню, санузел. Теплом это здание обеспечит угольная котельная, а для водоотведения во дворе вкопана прочная железнодорожная цистерна. Ну, и главное – вокруг молельного дома староверы разобьют цветущий сад.
Сразу оговорюсь, люди, которые рассказывали мне о строи­тельстве, хоть и выступили главными зачинщиками, просили не называть их имён. Как говорит Мария Ивановна (имя вымышленное), идея построить часовню принадлежит всему обществу староверов, и нельзя выпячивать личные заслуги, сколь бы велики они не были. Стремление к славе, как и дух стяжательства, противоречит самим устоям старообрядчества.
– Мы все почувствовали, что нужно решиться на это благое дело, – рассказывает Мария Ивановна. – Когда сейчас подают милостыню на возведение часовни, я вижу, что очень много жертвуют молодые люди. А ещё раньше они высказывались, что хотели бы творить молитвы, как это делали их предки. Но многих смущает то, что собрания проходят в частном доме. А в часовню они согласны ходить без всякого стеснения. И это великое чудо, что даже в молодых кыштымцах держится та вера, в которой князем Владимиром была крещена Русь.
– Многие забыли обрядовую сторону кержацкой веры, – поясняет Дмитрий, который отвечает за строительство часовни. – Но в людях остались сам её стержень, почитание предков и тот дух, который в прошлые века давал староверам силу сопротивляться гонениям. Есть старообрядческая хрестоматия с обращением к Господу о поминовении им «усопших рабов и рабынь своих». Там названы сотни имён «сожжённых благочестия ради». Это те, кто со времён патриарха Никона отстаивал старую веру. За это их и сжигали живьём, но часто они и сами шли в огонь. У нас нет священников. За всё в общине отвечает наставник. Когда откроется молельный зал, мы найдём наставника и будет соблюдаться вся обрядовая сторона.
Осиновый лемех вместо титана
Часовню, как говорили мои собеседники, они строят во имя бывших, настоящих и будущих староверов. И они уверены, что божественное провидение не оставляет их без внимания. Был, например, случай, когда строи­телям срочно понадобились 3000 рублей. У Марии Ивановны, которая ведёт финансовый учёт пожертвований, ни в личном кошельке, ни в общей кассе таких денег не оказалось. Но буквально через полчаса ей позвонила Зоя Ивановна Назарова, чьё объявление о строительстве домовой часовни было опубликовано в нашей газете 24 января. Так получилось, что именно в этот час к ней пришла молодая женщина и подала милостыню – ровно три тысячи рублей. И таких примеров – множество. При этом специально ни у кого помощи староверы не просят. Люди сами приносят деньги. Уже есть желающие помочь часовне и с утварью для её убранства: предлагают иконы, подсвечники, старопечатные книги.
Староверческая община ни сейчас, ни в прошлые периоды истории не являлась зарегистрированным религиозным обществом. По этой причине, кстати, кержакам администрация округа отказала в возвращении здания по улице Володарского. Устные свидетельства кыштымцев о том, что это была именно часовня, не удалось подкрепить архивными документами. Поэтому активистам общества и землю под строительство пришлось покупать на конкурсной основе. И такой статус новостройке – «жилой дом с домовой часовней» – они были вынуждены придать, потому что под культовое сооружение добыть землю было бы во много крат сложнее. Строительство началось с июня 2014 года и, как уже говорилось, в этом году староверы надеются собраться в молельном зале, возблагодарить Господа за то, что позволил им осуществить замысел и помянуть всех, кто помогал в строительстве часовни. Их имена навечно будут записаны в часовенный помянник.
Перевалочная база – популярное место у кыштымцев. До скважины с чистой родниковой водой – рукой подать. И недалёк тот день, когда уличный вид украсит купол с крестом. Поначалу строители хотели покрыть его пластинами с напылением нитрид титана. Этот материал, имитирующий золото, часто используется для церковных куполов. Но от него отказались. На такое решение повлияли и навязчивый сусальный блеск, и народная присказка: «Раньше кресты были деревянные, да люди золотые, а сейчас кресты золотые, да люди деревянные». Вот поэтому и решили кержаки маковку купола изготовить из дерева – из осинового лемеха. Такого, которым покрыты купола древне-русской церкви Преображения Господня в Кижах.
 
ФАКТ
По улице Володарского, вплоть до 1933 года, располагался молельный дом – ныне перестроен под жильё.
Поделиться публикацией

Теги: ОТВ

Комментарии:

Добавить