Клиентов отправили в мусорный бак
13-01-2012, 13:41 Категория: Общество
1 263
4
В декабре к нам в редакцию пришёл один из жителей города, заявив с порога: «Я с подарками». Но это были отнюдь не новогодние сладости, а увесистые папки.
Яйцо не простое, а дорогое
Визитёр выложил на стол четыре пухлых регистра, забитых служебной документацией из офиса продаж ЗАО «Русская телефонная компания». Кыштымцам он известен как салон МТС в жилом доме по Ленина, 22в. Посетитель представился, оставил все свои координаты, но просил не упоминать его имени в газете. Назовём нашего гостя условно Александром Фёдоровичем.
По его словам, ещё в конце ноября на контейнерной площадке за домом №22в он обнаружил груду этих папок. Казалось бы, велика важность – макулатура, хотя и её рачительные люди сдают в утиль. Но природное любопытство заставило поворошить находку. И мужчина сильно удивился, когда увидел десятки паспортных копий с персональными данными.
– Я сам со служебной документацией работал, – рассказывает Александр Фёдорович. – Её кромсали, когда списывали, и особенно обрывали места с печатями. А тут у каждого и фотография, и номер паспорта, и дата выдачи, и место регистрации. У нормальных людей ума не хватит, как их использовать, а те, у кого мозги под криминал заточены, найдут тысячу и один способ, как нажиться на этом. Я взял лишь несколько папок. Дома полистал и нашёл много знакомых. Потом все в один голос просили эти копии уничтожить и возмущались, что «яйцеголовые» так с ними обращаются.
Яйцо – это символ МТС. На их сайтах с гордостью указывается, что бренд МТС признан среди российских самым дорогим в ежегодном рейтинге ста ведущих мировых брендов, и оценивается в 10,9 миллиарда долларов. Только в одной папке я насчитал около 90 заявлений, осенённых белыми овалами.
Персонально не ответственны
Бланки заявлений «Русской телефонной компании» начинаются с набранного мелким текстом предупреждения, что абонент даёт согласие на обработку и использование своих персональных данных. Тем самым подтверждается, что компания знает о действующем федеральном законе «О персональных данных». Как и о санкциях к тем, кто его нарушает. Кстати, как выяснилось, в офисе по Ленина, 22в есть и шредер. Этот уничтожитель бумаг способен за секунды превратить стопу документов буквально в лапшу. Но, судя по репликам, которыми обменивался персонал в моём присутствии, аппарат есть, а как им пользоваться, для них… загадка.
Закон «О персональных данных» существует уже пять лет. С июля прошлого года действует поправка к нему: «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных…».
Юрист Ольга Ушакова поясняет, что в такой ситуации, если абоненты МТС сочтут, что их права ущемлены, они могут опираться на статью 13.11 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с ней, для юридических лиц штраф – от пяти до десяти тысяч рублей. Предусмотрено наказание и для граждан, и для должностных лиц. Кроме того, в тему и статья 137 Уголовного кодекса – о нарушении неприкосновенности частной жизни.
Культ личного – на свалку
Среди пострадавших оказалась и начальник одного из отделов КМЭЗ Галина Ткачёва.
– С МТС я пересеклась, когда весной прошлого года получила в подарок право пользования на один месяц бесплатным Интернетом, – поясняет Галина Ярославовна. – Но оказалось, что у красивой акции было второе дно. Нам тут же выставили счёт. Я разбиралась с МТС, писала заявление, тогда у меня и откопировали паспорт. Эти данные они были обязаны хранить, а потом уничтожить. Есть все основания для обращения в суд.
Руководитель юридического отдела администрации округа Надежда Базыльникова по роду своих служебных обязанностей часто напоминает коллегам-управленцам о безупречном исполнении закона «О персональных данных». Кстати, в прошлом году администрация направила запрос в областное Управление федеральной миграционной службы, чтобы узнать адрес одного человека. Управление в ответ сообщило: «…в соответствии со статьёй 7 и статьёй 9 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 года, персональные данные подлежат распространению с согласия их владельца».
Мне тоже среди сотен страниц МТСовских папок встретилось немало знакомых лиц: предприниматели, промышленники, руководители федеральных структур. В рекламных проспектах компания обещает первоклассный сервис. Почему же тогда так демонстративно отправлена на свалку клиентская база с фотографиями, персональными данными и номерами мобильных телефонов кыштымских граждан?
Охранная срамота
В офисе МТС на мои вопросы попыталась ответить специалист Татьяна Юдина. То, что документы родом из этого салона, она не стала отрицать, но удивилась, как они оказались в редакции. Была высказана версия, что виновниками являются строители, поскольку в офисе недавно был ремонт. Они, по её мнению, и могли выгрести папки вместе с мусором. Потом к разговору подключилась вызванная из дома руководитель офиса Юлия Халилова. Впрочем, беседа не заладилась. Как на грех, журналистское удостоверение осталось в редакции, а без подтверждения личности – какой разговор? И это справедливо. Халилова аж вздрогнула, увидев в моих руках собственный сертификат о присвоении квалификации «Торговый представитель первой категории». По её словам, он хранился в сейфе, и руководитель офиса даже сделала предположение, что журналист его… выкрал.
Поскольку от дальнейшего разговора без редакционного удостоверения специалисты офиса отказались, я предложил им встретиться в редакции. У автора этих строк дотошно выспросили фамилию, имя и отчество, номер кабинета и телефона. Юдина даже записала номер служебной «Волги». Но визитёры из МТС так и не переступили редакционный порог ни в тот день, ни в последующий. И такая реакция, на мой взгляд, показательна: от клиентов ждут только денег, а всё остальное, включая их персональные данные, – так, чепуха и ненужный мусор.
...Несмотря на новации, типа электронного правительства и электронного документооборота, каждый год в разные конторы, коих у нас пруд пруди, мы отправляем десятки бумаг, и всякий раз требуют копии основных документов. Ну, так для того и принимался закон о персональных данных, чтобы они не становились ни достоянием улицы, ни мишенью для предприимчивых аферистов. А что касается отношения к абонентам в кыштымском офисе МТС, – это готовый материал для судебного прецедента.
МНЕНИЕ
Андрей Яковлевич Гармс, предприниматель:
Дикая история! Других оценок и быть не может. По какому праву они так относятся к нашим данным? Если документы устарели, уничтожьте их, а не выбрасывайте под ноги прохожим.