Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Три недели провели в Ямало-Ненецком автономном округе спасатели из Новогорного, помогая местным жителям справиться с эпидемией сибирской язвы

30-08-2016, 15:25 Категория: Общество
1 692
0

 

Тридцать бойцов под руководством начальника Уральского учебного спасательного центра Павла Шпенькова второго августа вылетели из Челябинска в Салехард  для  борьбы с проснувшейся впервые за долгие годы грозной инфекцией – сибирской язвой.

 

В бой шли только контрактники

 

Обстановка на Ямале начала накаляться во второй половине июля вместе с небывало жаркой для северных широт погодой. Массовая гибель оленей, заражение нескольких десятков человек и, наконец, смерть от страшного недуга двенадцатилетнего  мальчика. Таковы масштабы бедствия, которому противостояли южноуральские спасатели.

 

– По роду службы мы часто бываем в командировках, но  подобная  задача –  война с невидимыми глазу бациллами – была поставлена перед нами впервые, – говорит начальник службы радиационной, химической и биологической защиты центра Евгений Иванов. – Сразу было принято решение отправить в зону чрезвычайной ситуации офицеров, прапорщиков и рядовых контрактной, а не срочной  службы, то есть людей более опытных и подготовленных.

 

Борт МЧС доставил спасателей в Салехард. Здесь им поставили прививки от сибирской язвы и разделили на две группы. Одна из них на вертолёте  отправилась в  Яр Сале,  оленеводческий поселок, расположенный ещё  на  200 километров севернее.

 

– В Яр Сале живёт около 7000 человек, но, к счастью, многие из них были в отпусках на большой земле, – продолжает  мой собеседник, заместитель командира отряда радиационной, химической и биологической защиты Вячеслав Морозов.  – Нас разместили в спортивно-оздоровительном комплексе «Арктика» вместе с коллегами из московского центра МЧС «Лидер».  Мы были очень рады встрече с Александром Викторовичем Агафоновым. Когда-то он руководил учебным спасательным центром в Новогорном, а теперь является директором департамента пожарно-спасательных сил МЧС России. Называю его должность для того, чтобы  стало понятно, на каком высоком уровне было организовано противостояние смертельно опасной инфекции. Александр Викторович сказал нам: «Вас ничему учить не надо, вы знаете, что надо делать». И мы делали то, что должны.

 

Всё нажитое – в огонь

 

Оставшиеся в Салехарде южноуральцы разгружали самолёты с гуманитарной помощью и всем необходимым для жизнеобеспечения оленеводов. Вертолетами и катерами палатки, одеяла, дрова, печки, продукты, медикаменты, посуду переправляли  в посёлок Яр Сале. Здесь груз встречали их земляки и доставляли его в тундру. Они ставили палатки в чистой обработанной зоне, недалеко от разбитых местными жителями чумов,  по принципу «одна палатка – одна семья».  С заразой сражались вместе с москвичами. Специалисты «Лидера» проводили дезинфекцию людей и домашних животных, после которой семья перебиралась в палатку. Старая одежда, чумы, домашняя утварь безжалостно сжигались.

 

Некоторые ненцы признавались, что в последний раз принимали душ год, а то и полтора назад. Медики пояснили, что таким образом на коже оленеводов создаётся особый защитный слой, помогающий бороться с  микробами. После водных процедур, организованных для населения спасателями,  местные жители окажутся гораздо более уязвимыми и будут подвержены простудам и прочим мелким напастям. Но иного варианта одолеть сибирскую язву не существует.

 

Тем временем ветврачи, съехавшиеся со всей страны, вакцинировали оленей – каждые трое суток прививку от «священного огня», как в древности именовали страшную болезнь,  получали 2000 сохатых.

 

По неписаным правилам Севера

 

– Конечно, оленеводы не особенно хотели расставаться со своим скарбом, не очень радовались поставленным для них палаткам, – вспоминает Вячеслав Морозов. – Но они люди законопослушные, нравится им это или нет, – выполняют команды военных. Вообще, я заметил, что чем севернее, тем народ доброжелательнее, сплочённее и мудрее. Видимо, оленеводам приходится постоянно сражаться с суровыми условиями. Если они еще друг с другом будут ругаться – просто-напросто не выживут.

 

Спасатели из Новогорного не могли не обратить  внимания на то, как тщательно коренные жители Севера соблюдают традиции, хотя в  их жизнь давно и прочно вошла цивилизация в виде айфонов, айпадов и прочих гаджетов. У ненцев исторически сложилось чёткое распределение обязанностей: мужчины пасут оленей, все остальные обязанности, вплоть до  свежевания туш, лежат на женских плечах.

 

– Было удивительно наблюдать, как шесть женщин  за один час  сооружают семь чумов. Мы всемером за чуть меньший отрезок времени – за 40 минут– ставим палатку М-30, рассчитанную на 30 человек, – с улыбкой сравнивает Евгений Иванов.

Да, многое показалось южноуральцам непривычным. И полярный день, когда даже жалюзи не защищают от солнечных лучей, и удивительная ягода морошка, которую спасатели увидели впервые в жизни, но так и не попробовали с куста – категорически нельзя по жестким санитарным требованиям в условиях эпидемии. Утром и вечером у каждого члена отряда врачи измеряли температуру, следили за здоровьем военнослужащих. Когда речь идёт о такой серьёзной инфекции, не до ягод и прочих северных деликатесов.

 

Все свои  наблюдения бойцы вели попутно. С утра до глубокой ночи они были заняты тяжёлым физическим трудом по переселению оленеводческих семей из зоны риска, по созданию для них чистых санитарных условий. Уже перед самым отъездом спасатели дали практический урок  сотрудникам администрации Яр Сале, показав чиновникам, как правильно устанавливать  палатку.

 

По итогам спасательной операции губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин наградил  южноуральцев региональными медалями, почётными грамотами  и благодарностями за неоценимую помощь в борьбе с угрозой распространения эпидемии. Спустя три недели, 22 августа, спасатели вернулись домой, а 26 августа отправились в Челябинск, где им поставили вторую прививку от сибирской язвы. Теперь у них должен выработаться иммунитет к страшной болезни сроком на один год. Бойцы из Новогорного надеются, что этот иммунитет им не потребуется, что сибирская язва нигде и ни при каких обстоятельствах вновь не поднимет голову.

 

 

 

 

 

Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить