Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Финские школы – как иной мир

15-12-2015, 15:05 Категория: Общество
2 995
3

В этом убедились российские педагоги, вернувшиеся со стажировки. От Кыштыма в Хельсинки ездила заместитель начальника управления по делам образования Валентина Николаева.

 У Валентины Леонидовны Николаевой не воспитательная дубинка, а музыкальный инструмент из Южной Америки. На нём с удовольствием играют финские школьники.

 У Валентины Леонидовны Николаевой не воспитательная дубинка, а музыкальный инструмент из Южной Америки. На нём с удовольствием играют финские школьники.


Дети мотивированы на учёбу

Представительница из Кыш­тыма стала участницей зару­бежной командировки не слу­чайно. Наш город по числу побед в образовательных кон­курсах и олимпиадах держит высокую планку на областном уровне. Не случайно выбран и адрес стажировки. Как уже со­общалось в предыдущем номе­ре нашей газеты, образование в Финляндии считается одним из лучших в мире.

 

– Первая новость, которая удивила нас в Финляндии, – там высшее образование бесплатное, в том числе и второе, – говорит Валентина Леонидовна. – А это значит, что школьники букваль­но с первых классов ориентиро­ваны на обучение в вузе, причём с гарантированным трудоустрой­ством по специальности. Акцент делается на высокий профессио­нальный уровень выпускников.

 

Российские преподаватели по­любопытствовали у своих фин­ских коллег: кто же отвечает за высокий уровень? Предполага­лись варианты – родители, учи­теля, инспекторы, всевозможные комиссии. Но финская учитель­ница никак не могла взять в толк, какого ответа от неё хотят до­биться. Наконец, с помощью на­водящих вопросов переводчика уверенно ответила: сами дети! По её словам, ребёнок заинтере­сован поступить в высшее учеб­ное заведение, а для этого нуж­ны хорошие знания (в отличие от коммерческого образования, как у нас). И эту установку ему вну­шают с раннего детства.

 

Образование не разменивают

– Среднее образование в Финляндии, – рассказывает моя собеседница, – включает школу двух ступеней: с перво­го по шестой класс, где занятия ведёт один педагог, и с седь­мого по девятый. Это уровень обязательного обучения. После девятого класса начинается по­лоса выбора: либо ты идёшь в профессионально-техническое училище, либо, при наличии хорошей подготовки, – в ли­цей-гимназию. Если же ты не уверен в своих знаниях, сомне­ваешься, примут ли в лицей, а в ПТУ не хочется, то можешь по­сле девятого пойти в дополни­тельный десятый класс.

 

Но заветной целью, как уже сказано, для финских учеников является высшее образование. И куда вы, думаете, стремятся выпускники школ? Ни за что не догадаетесь – в педагогические институты! Профессия учителя в Финляндии считается одной из самых престижных. Не послед­нюю роль в этом играет и высо­кая оплата труда педагога – от 2500 до 5000 евро. Только в этом году конкурс в хельсинском ин­ституте составлял почти 30 чело­век на место: из 2300 абитуриен­тов отобрали лишь 80.

 

– В одной из школ к нам под­вели восьмиклассника, хорошо говорящего по-русски, – при­водит показательный пример Валентина Леонидовна. – Кро­ме того, он в совершенстве вла­деет английским и шведским. Так вот, на вопрос, кем ты себя видишь в будущем, он надолго задумался. Чтобы прервать за­тянувшуюся паузу, мы ему под­сказали: «Может, учителем?» И этот, по нашим меркам, вун­деркинд в сомнении покачал головой: «Нет, слишком сложно поступить». В Финляндии до­вольно высокий уровень подго­товки и, соответственно, востре­бованности не только учителей, но и юристов и экономистов. Почему у нас эти категории спе­циалистов чаще встретишь в центре занятости, чем на пред­приятиях и в организациях, от­вет на поверхности.

 

По мнению Николаевой, рос­сийское образование подкосили две «новации»: привнесённая из Америки модель сдачи ЕГЭ и расплодившиеся платные вузы. Если первое предусматривает не показатель истинных знаний, а всего-навсего тестовое мышле­ние, то второе представляет со­бой своеобразные меняльные конторы: денежные купюры об­мениваются на образовательные «корочки». В Финляндии о ЕГЭ даже не помышляли, а в вузах заранее просчитали все риски от платного обучения, а потому от­казались от такой затеи.

 

В классе работают два учителя

Но что почерпнули для себя российские педагоги в финских школах из того, что не требует больших материальных вложе­ний?

 

– Один из ключевых постула­тов в финских школах, – отвечает Валентина Леонидовна, – дове­рие. Доверие к детям. Там учи­тель не следит, чем занимаются на уроке все его 25 учеников. Ес­ли один стоит у доски, а другой уткнулся в свой планшет, то пре­подаватель уверен: второй не в «танчики» играет, а тоже работа­ет над материалом, выписанном на доске учителем.

 

Откуда такая уверенность? Опять-таки от мотивации: им, ученикам, с раннего детства объяснили, что без образования никуда, что только оно может вывести их в люди. Вот почему на уроке рабочая и в то же время спокойная, доброжелательная атмосфера. Наверное, ещё и по­тому, что жёсткой дисциплины в нашем понимании там не суще­ствует. Ученик может выйти из- за стола и сесть на пуфик. А то и вовсе расстелить мат и прилечь на него с персональным ком­пьютером.

 

От себя добавлю, что в шко­ле буквально домашняя обста­новка. И хотя такое понятие, как вторая обувь, существует, но дети предпочитают бегать во­обще без обуви – в носках. Нет у финнов и такого требования, как школьная форма. В школу ребё­нок может придти в чём угодно, хоть в пижаме.

 

Второй финский постулат – равенство. Финны не сортируют учеников по их способностям или карьерным предпочтениям.

 

Также нет «плохих» и «хоро­ших»: сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети – как ге­ниальные, так и с дефицитом ум­ственных способностей – учатся вместе. Это касается и детей с ограниченными возможностя­ми здоровья. Финны стараются максимально интегрировать их в социальную среду.

 

– Что меня приятно поразило и что бы хотелось перенять, так это систему коррекционной по­мощи. В классе работают двое – учитель и его помощник. Если первый занимается с сильными, то второй подтягивает «слабых». Помощник общается с теми детьми, которые в силу объек­тивных причин либо по причине пропуска занятий не могут са­мостоятельно усвоить материал.

 

Равенство подразумевает и качество образования незави­симо от городских или сельских школ. Все, от самой крупной в стране, где учится 960 учени­ков, до самой маленькой, где их всего 11, имеют абсолютно оди­наковые условия и безусловную высокую квалификацию педа­гогов.

 

И, разумеется, наших педаго­гов поразило то обстоятельство, что ничем, кроме как организа­цией учебного процесса, адми­нистрация школы и её руководи­тель не занимаются. Директору не надо добывать краску, извёст­ку и наряжать учителей и стар­шеклассников в рабочие хала­ты на период летнего ремонта, собирать с родителей деньги на линолеум и шторы, искать по­ставщика продуктов и поваров в школьные столовые. Всё это берёт на себя муниципалитет: ремонт, строительство новых школьных зданий, приобрете­ние учебных пособий. Ну, а про поборы с родителей лучше не за­икаться: никакой переводчик не сумеет расшифровать это чисто российское понятие.

 

Что имеем, не храним

Третий финский образова­тельный постулат – ответствен­ность. Ответственность прежде всего за детей. При этом россий­ских педагогов удивило, что в школе нет охраны.

– Этого и не нужно, – коммен­тирует ситуацию с безопасно­стью Валентина Леонидовна, – потому что, как только все дети вошли в школу, входные двери автоматически закрываются. И откроются лишь в определён­ное, строго оговорённое время. Как-то нам пришлось минут 15 помёрзнуть на крыльце школы. А всё потому, что мы пришли раньше назначенного срока. За­крываются и двери классов. И никто туда попасть не может. Да­же директор обязан постучать, и не факт, что ему откроют.

 

Наконец, главное – экзаменов в финских школах нет. Суще­ствует только один – по оконча­нии средней общеобразователь­ной школы, причём учителя не пекутся о его результатах, ни пе­ред кем за него не отчитываются и детей специально под этот эк­замен не муштруют. Финны го­ворят: «Либо мы готовим детей к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое».

 

Между тем российскую деле­гацию не оставляло ощущение, что кое-что из увиденного в Финляндии им хорошо знакомо.

 

– Так и есть, многое из под­ходов к образованию культиви­ровалось в нашей прежней отечественной школе. Получается, что скандинавы почерпнули всё лучшее у нас и перенесли на свою почву, – подтверждает Ва­лентина Леонидовна.

 

Если так, то надобно не так и много усилий, чтобы вернуть од­нажды взращённое на родную землю. И тогда пусть уже к нам по законному праву приезжают за опытом иностранные

 

Вера Владимировна ПОЛЕТАЕВА,заместитель министра образования и науки Челябинской области:

Знакомство с системами образования в других странах всегда полезно. И хорошо, что наши делегации ориентируются не только на Европу, но и на другие континенты. Буквально вчера вернулась группа из Бразилии. Интересно будет узнать, чем именно южно- американское образование отличается от европейских стран, в том числе и России.

Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 29.10.2013
  • Статус: Пользователь offline
  • 369 комментариев
  • 0 публикаций
Изучать чужой опыт конечно полезно. Но! Когда же начнем изучать свой? Уже позабыли общепризнанный факт, что в СССР была одна из лучших систем образования в мире! Может быть для начала нужно переосмыслить и использовать свой прошлый опыт? Пока еще живы те, кто им владел. И уж затем, если не хватит, ехать на чужбину. Где продленки? Где профориентация? Где УПК?
Воистину - "нет пророка в своем отечестве"...
 
Цитата
  • ИринаЛ

  • 17 декабря 2015 08:51
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
Совершенно согласна с Горожанином. С ювеналкой, процветающей махровым цветом, и секспросветом в финских образовательных учреждениях тоже познакомились? Тоже внедрять начнут?
 
Цитата
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 29.10.2013
  • Статус: Пользователь offline
  • 369 комментариев
  • 0 публикаций
Очередное "открытие америки" :bd: Финский опыт с их "ювенальным" подходом нам и даром не нужен! Лучше бы на прокатанные средства/время дополнительные уроки профориентации в школах города провели.