Финские школы – как иной мир
15-12-2015, 15:05 Категория: Общество
2 997
3
В этом убедились российские педагоги, вернувшиеся со стажировки. От Кыштыма в Хельсинки ездила заместитель начальника управления по делам образования Валентина Николаева.
У Валентины Леонидовны Николаевой не воспитательная дубинка, а музыкальный инструмент из Южной Америки. На нём с удовольствием играют финские школьники.
Дети мотивированы на учёбу
Представительница из Кыштыма стала участницей зарубежной командировки не случайно. Наш город по числу побед в образовательных конкурсах и олимпиадах держит высокую планку на областном уровне. Не случайно выбран и адрес стажировки. Как уже сообщалось в предыдущем номере нашей газеты, образование в Финляндии считается одним из лучших в мире.
– Первая новость, которая удивила нас в Финляндии, – там высшее образование бесплатное, в том числе и второе, – говорит Валентина Леонидовна. – А это значит, что школьники буквально с первых классов ориентированы на обучение в вузе, причём с гарантированным трудоустройством по специальности. Акцент делается на высокий профессиональный уровень выпускников.
Российские преподаватели полюбопытствовали у своих финских коллег: кто же отвечает за высокий уровень? Предполагались варианты – родители, учителя, инспекторы, всевозможные комиссии. Но финская учительница никак не могла взять в толк, какого ответа от неё хотят добиться. Наконец, с помощью наводящих вопросов переводчика уверенно ответила: сами дети! По её словам, ребёнок заинтересован поступить в высшее учебное заведение, а для этого нужны хорошие знания (в отличие от коммерческого образования, как у нас). И эту установку ему внушают с раннего детства.
Образование не разменивают
– Среднее образование в Финляндии, – рассказывает моя собеседница, – включает школу двух ступеней: с первого по шестой класс, где занятия ведёт один педагог, и с седьмого по девятый. Это уровень обязательного обучения. После девятого класса начинается полоса выбора: либо ты идёшь в профессионально-техническое училище, либо, при наличии хорошей подготовки, – в лицей-гимназию. Если же ты не уверен в своих знаниях, сомневаешься, примут ли в лицей, а в ПТУ не хочется, то можешь после девятого пойти в дополнительный десятый класс.
Но заветной целью, как уже сказано, для финских учеников является высшее образование. И куда вы, думаете, стремятся выпускники школ? Ни за что не догадаетесь – в педагогические институты! Профессия учителя в Финляндии считается одной из самых престижных. Не последнюю роль в этом играет и высокая оплата труда педагога – от 2500 до 5000 евро. Только в этом году конкурс в хельсинском институте составлял почти 30 человек на место: из 2300 абитуриентов отобрали лишь 80.
– В одной из школ к нам подвели восьмиклассника, хорошо говорящего по-русски, – приводит показательный пример Валентина Леонидовна. – Кроме того, он в совершенстве владеет английским и шведским. Так вот, на вопрос, кем ты себя видишь в будущем, он надолго задумался. Чтобы прервать затянувшуюся паузу, мы ему подсказали: «Может, учителем?» И этот, по нашим меркам, вундеркинд в сомнении покачал головой: «Нет, слишком сложно поступить». В Финляндии довольно высокий уровень подготовки и, соответственно, востребованности не только учителей, но и юристов и экономистов. Почему у нас эти категории специалистов чаще встретишь в центре занятости, чем на предприятиях и в организациях, ответ на поверхности.
По мнению Николаевой, российское образование подкосили две «новации»: привнесённая из Америки модель сдачи ЕГЭ и расплодившиеся платные вузы. Если первое предусматривает не показатель истинных знаний, а всего-навсего тестовое мышление, то второе представляет собой своеобразные меняльные конторы: денежные купюры обмениваются на образовательные «корочки». В Финляндии о ЕГЭ даже не помышляли, а в вузах заранее просчитали все риски от платного обучения, а потому отказались от такой затеи.
В классе работают два учителя
Но что почерпнули для себя российские педагоги в финских школах из того, что не требует больших материальных вложений?
– Один из ключевых постулатов в финских школах, – отвечает Валентина Леонидовна, – доверие. Доверие к детям. Там учитель не следит, чем занимаются на уроке все его 25 учеников. Если один стоит у доски, а другой уткнулся в свой планшет, то преподаватель уверен: второй не в «танчики» играет, а тоже работает над материалом, выписанном на доске учителем.
Откуда такая уверенность? Опять-таки от мотивации: им, ученикам, с раннего детства объяснили, что без образования никуда, что только оно может вывести их в люди. Вот почему на уроке рабочая и в то же время спокойная, доброжелательная атмосфера. Наверное, ещё и потому, что жёсткой дисциплины в нашем понимании там не существует. Ученик может выйти из- за стола и сесть на пуфик. А то и вовсе расстелить мат и прилечь на него с персональным компьютером.
От себя добавлю, что в школе буквально домашняя обстановка. И хотя такое понятие, как вторая обувь, существует, но дети предпочитают бегать вообще без обуви – в носках. Нет у финнов и такого требования, как школьная форма. В школу ребёнок может придти в чём угодно, хоть в пижаме.
Второй финский постулат – равенство. Финны не сортируют учеников по их способностям или карьерным предпочтениям.
Также нет «плохих» и «хороших»: сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети – как гениальные, так и с дефицитом умственных способностей – учатся вместе. Это касается и детей с ограниченными возможностями здоровья. Финны стараются максимально интегрировать их в социальную среду.
– Что меня приятно поразило и что бы хотелось перенять, так это систему коррекционной помощи. В классе работают двое – учитель и его помощник. Если первый занимается с сильными, то второй подтягивает «слабых». Помощник общается с теми детьми, которые в силу объективных причин либо по причине пропуска занятий не могут самостоятельно усвоить материал.
Равенство подразумевает и качество образования независимо от городских или сельских школ. Все, от самой крупной в стране, где учится 960 учеников, до самой маленькой, где их всего 11, имеют абсолютно одинаковые условия и безусловную высокую квалификацию педагогов.
И, разумеется, наших педагогов поразило то обстоятельство, что ничем, кроме как организацией учебного процесса, администрация школы и её руководитель не занимаются. Директору не надо добывать краску, извёстку и наряжать учителей и старшеклассников в рабочие халаты на период летнего ремонта, собирать с родителей деньги на линолеум и шторы, искать поставщика продуктов и поваров в школьные столовые. Всё это берёт на себя муниципалитет: ремонт, строительство новых школьных зданий, приобретение учебных пособий. Ну, а про поборы с родителей лучше не заикаться: никакой переводчик не сумеет расшифровать это чисто российское понятие.
Что имеем, не храним
Третий финский образовательный постулат – ответственность. Ответственность прежде всего за детей. При этом российских педагогов удивило, что в школе нет охраны.
– Этого и не нужно, – комментирует ситуацию с безопасностью Валентина Леонидовна, – потому что, как только все дети вошли в школу, входные двери автоматически закрываются. И откроются лишь в определённое, строго оговорённое время. Как-то нам пришлось минут 15 помёрзнуть на крыльце школы. А всё потому, что мы пришли раньше назначенного срока. Закрываются и двери классов. И никто туда попасть не может. Даже директор обязан постучать, и не факт, что ему откроют.
Наконец, главное – экзаменов в финских школах нет. Существует только один – по окончании средней общеобразовательной школы, причём учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально под этот экзамен не муштруют. Финны говорят: «Либо мы готовим детей к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое».
Между тем российскую делегацию не оставляло ощущение, что кое-что из увиденного в Финляндии им хорошо знакомо.
– Так и есть, многое из подходов к образованию культивировалось в нашей прежней отечественной школе. Получается, что скандинавы почерпнули всё лучшее у нас и перенесли на свою почву, – подтверждает Валентина Леонидовна.
Если так, то надобно не так и много усилий, чтобы вернуть однажды взращённое на родную землю. И тогда пусть уже к нам по законному праву приезжают за опытом иностранные
Вера Владимировна ПОЛЕТАЕВА,заместитель министра образования и науки Челябинской области:
Знакомство с системами образования в других странах всегда полезно. И хорошо, что наши делегации ориентируются не только на Европу, но и на другие континенты. Буквально вчера вернулась группа из Бразилии. Интересно будет узнать, чем именно южно- американское образование отличается от европейских стран, в том числе и России.