На сангинах – виды Кыштыма
6-10-2015, 17:31 Категория: Общество
4 012
0
Кыштымский музей стал участником проекта «Южный Урал. Вещи войны». Он посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и реализуется по инициативе и под руководством управления социальных проектов при администрации губернатора Челябинской области.
Сангина ленинградского художника С. Г. Невельштейна «Базовая школа института».
Среди реликвий – червлёный нож
Начиная с 2014 года, рабочая группа проекта встречалась с южноуральцами, собирая воспоминания о войне, посещала музеи Челябинской области и знакомилась с предметами той эпохи, которые хранятся в их фондах. По завершении исследовательской экспедиции была издана книга «Южный Урал. Вещи войны». По словам автора проекта, начальника управления специальных проектов Натальи Денисовой, идея книги о вещах войны родилась в процессе работы над другим масштабным проектом – хроникой Великой Отечественной войны и тем, какой след в её истории оставил Южный Урал. Когда шёл сбор материала, люди не только рассказывали о судьбах своих близких, но и приносили семейные реликвии – вещи, которые вместе со своими владельцами пережили «сороковые-пороховые».
Сборник выпущен тиражом в две тысячи экземпляров и состоит из двух разделов: «Вещи фронта» и «Вещи тыла». Издание стилизовано под «Блокнот агитатора Красной армии», выпускавшийся для политработников с февраля 1942 года. Объёмные фотографии, которые вошли в сборник, дают возможность разглядеть все детали предметов. Это, например, смертный медальон Вениамина Сергеева, политрука из Кусы, найденный поисковым отрядом на территории Калужской области в 2013 году. Это аккордеон челябинского педагога Евгении Рудольской, подаренный ей бойцом в госпитале, где девочкой-подростком она пела песни и читала стихи. Это и червлёный нож Михаила Львова, корреспондента газеты «Челябинский рабочий», поэта, бойца Особого Уральского добровольческого танкового корпуса.
Запечатлел дом на Долговой улице
Кыштымский музей в книге представлен рисунками известного ленинградского художника Самуила Григорьевича Невельштейна. Во время войны он вступил в армию народного ополчения, а когда был демобилизован по состоянию здоровья, стал начальником команды противовоздушной обороны при Академии художеств. В январе 1942 года (или в начале февраля) он заболел и слёг с третьей степенью дистрофии. Когда из блокадного Ленинграда началась эвакуация Академии художеств, Невельштейн отказался ехать, так как думал, что обречён, и хотел умереть в Ленинграде. Жена убедила его уехать с педагогическим институтом им. Герцена, где работала сама. Институт сначала был эвакуирован в Кисловодск. Там Самуил Григорьевич поправился, а когда Кавказ попал под удар немецких войск, ленинградцев направили в Кыштым. В нашем городе художник жил с осени 1943 года по июль 1944 года.
Природа Южного Урала очаровала блокадника, и он создал серию пейзажей. Осенью 1944 года, вернувшись в Ленинград, он организовал персональную выставку в Ленинградском союзе художников, украшением которой стали кыштымские работы. Они очень понравились членам Ленинградского союза художников. Зрителям был близок и дорог прекрасный и суровый Кыштым, в котором они видели воплощение нашей Родины, её мужества и стойкости. Некоторые пейзажи потом приобрёл Русский музей, кое-что с выставки в Ленинграде выставлялось в Москве.
Галифе и гимнастёрки
С. Г. Невельштейн.
В кыштымском музее хранятся три работы Невельштейна в технике сангина: «Окраины Кыштыма», «Дом на Долговой улице» и «Базовая школа института». О последней работе жена художника Мария Петровна в письме, которое хранится в наших фондах, писала так: «Школа, где проводилась пед. практика студентов ленинградского института им. Герцена». Можно предположить, что речь идёт о школе, которая в военные годы находилась в районе нынешней третьей школы. Хотя в некоторых статьях о пединституте есть сведения, что школа находилась в здании медучилища.
Помимо сангин Невельштейна, в фонде музея есть и много других предметов военных лет. Это каски, гильзы, фляжка, кружка, репродуктор. Но, к сожалению, мало информации по истории появления в музее этих предметов. Хотя есть и другие примеры. В своё время фронтовой офицер Степан Спиридонович Пестов подарил музею свою гимнастёрку и довоенную книгу с автографом. Есть галифе, гимнастёрка, планшет, кожаный шлем и разного рода документы, принадлежавшие Борису Михайловичу Урушеву, 1911 года рождения. Он воевал на 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах.
Предметы из музейного фонда в мае мы частично экспонировали на передвижной выставке в честь юбилея Великой Победы в центральной библиотеке. Конечно же, когда решится вопрос с переездом музея в здание бывшей гимназии по улице Республики, мы будем работать над созданием новой экспозиции. В ней обязательно будет представлена тема Великой Отечественной войны, и кыштымцы смогут увидеть экспонаты, которые сегодня малодоступны для зрителей. Зато уже сегодня все желающие могут в музейной библиотеке ознакомиться с книгой «Южный Урал. Вещи войны».
Для сведения
Сангина – материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа. Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. Рисунок, выполненный сангиной, тоже называют «сангина».