Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Как оставаться человеком

19-05-2015, 18:02 Категория: Общество
2 326
0

Девятиклассники разгадывали загадочную русскую душу. А подсказкой к разгадке им послужил рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». На основе его Сергей Бондарчук снял одноимённый фильм.

С учителем литературы Мариной Петровной Савиновой  есть о чём поговорить и после урока.

С учителем литературы Мариной Петровной Савиновой есть о чём поговорить и после урока.

 

Не щадя себя, не щадит и врага

Нет, наверное, другого такого произведения в отечественной литературе, где бы так точно был воспроизведён и раскрыт характер человека, подвергшегося невиданным испытаниям в годы Великой Отечественной войны. В центре рассказа – обычная, ничем не примечательная личность. Из тех, кого принято называть «простыми людьми». Если бы не война, он растил бы детей, шоферил за баранкой своего грузовика, по выходным рыбачил и пил по маленькой. Но пришла большая беда, и стал Андрей Соколов солдатом.

 

Урок в 9 классе школы № 2 вела преподаватель литературы Марина Петровна Савинова. Шолоховский рассказ значится в программе, но учитель сориентировала своих учеников не на «прохождение» произведения, а на проникновение в замысел автора. А замысел внешне прост: поставить человека в такие обстоятельства, где бы его характер высветился наиболее ярко, полно и точно. И определение этому характеру вызвался дать  Артём Родионов, правда, словами другого писателя – Алексея Толстого: «Русский характер – лёгкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжёлой жертве. Но когда приходит беда, русский человек зол, двужилен в труде и беспощаден к врагу. Не щадя себя, не щадит и врага».

 

Артём не ограничился цитированием известного писателя.

– Я считаю, что эти строки можно взять эпиграфом к рассказу Шолохова «Судьба человека», поскольку они отражают жизнь  главного героя. А его беспощадность, замешанная на высшей справедливости, проявляется в расправе над предателем.

По всему было видно, что ученики Марины Петровны, что называется, в теме. Как мне показалось, все без исключения прочли рассказ, так как свободно оперировали познаниями сюжета произведения. Вот и Артём привёл пример: в церкви, куда немцы разместили на ночь пленных красноармейцев, Соколов подслушал разговор взводного с его бывшим подчинённым Крыжнёвым. Тот открыто заявил своему командиру, что выдаст его поутру фашистам: лучше сам выходи и признайся. За тебя, мол, погибать я не намерен. Взводного ждал неминуемый расстрел, если бы не Соколов. Дождавшись, когда Крыжнёв уснёт, он задушил предателя.

 

Выигранный поединок

Как затем говорили на уроке Иван Плаксин, а вслед за ним Никита Демидов, шолоховский герой вершит свой суд, казалось бы, спонтанно,  хотя на кону стоит не его, а чужая жизнь. Но она ему не безразлична, поскольку на неё покушается человек, по определению дрожащий только за свою шкуру. А это, по мнению Соколова, несправедливо. И он исправляет эту несправедливость единственно возможным в тех условиях способом.

 

Самая яркая и выразительная сцена в рассказе – это, конечно, морально-нравственное противостояние пленного Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. В этом случае Соколов, как тонко подметила Даша Соломеина, олицетворял несокрушимую душу русского солдата.

 

– Он не захотел пить за победу немецкого оружия, – продолжила мысль одноклассницы Юля Урушева, – хотя была реальная угроза его жизни.

Да, этот  поединок Соколов выиграл. Внешне покорный и будто бы безразличный к своей судьбе, он наверняка заставил задуматься и коменданта, и других фашистов: если уж в таком безвыходном положении пленный ведёт себя стойко и мужественно, то каков он тогда в открытом бою?

 

Мужество – вот ключ к разгадке характера Андрея Соколова. Не зря же Марина Петровна подсказала своим ученикам, что не напрасно автор дал такое имя своему герою, поскольку Андрей в переводе с греческого –  «мужественный человек». А мужественная, стойкая личность способна в любых, даже самых страшных условиях оставаться человеком.

 

Свой сюжет Шолохов почерпнул из жизни. Это именно к нему однажды подошёл незнакомец с мальчонкой лет шести. Именно ему, писателю, он и рассказал свою горестную историю: гибель жены и детей, плен, страдания, внезапно обретённая свобода, нежданная встреча с несчастным ребёнком, которого он назвал своим сыном.

 

На то и солдат, чтобы всё снести

– Его глаза словно присыпаны пеплом, – процитировала Юлия Батыгина слова автора о незнакомце, – и продолжила: – Каким бы ни был мужественным человек, но выпавшие на его долю испытания всё равно оставляют неизгладимый след и потребность излить свою душу пусть даже совсем постороннему человеку.

 

В то же время, как отмечали Яна Каримова, Маша Булатова, Настя Перфилова, Ксюша Пыхова, Соколов – мудр. Он философски относится к жизни и ко всем её проявлениям: когда всё хорошо, «дети кашу с маслом едят». «А тут вот она – война». «Что ж, браток, деваться некуда… И зашагал на запад, в плен…»

 

И здесь вновь хочется подчеркнуть тонкую навязчивую линию, которую вела на уроке учительница. Марина Петровна выслушивала учеников не перебивая. Но всегда вовремя вставляла необходимую, завершающую фрагмент обсуждения фразу. Вот и философский аспект, затронутый  девятиклассниками, не оставила без внимания. Привела упущенные ребятами очень важные строчки из рассказа: «На то ты и мужчина, на то и солдат, чтобы всё снести, что тебе судьба поднесла».

 

Соколовы живы и сегодня

Честно признаюсь: на урок по произведению, написанному более полувека назад, шёл с некоторой опаской. Думалось: ну что может тронуть современных 15-летних подростков, не знающих, что такое голод, лишения и прочие невзгоды военной поры? Какой там Шолохов с его Соколовым! Им бы бэтманов да человеков-пауков...

 

Но, к счастью, я ошибся. Нет, никуда не ушло сочувствие, умение сопереживать, особенно если в центре повествования образ, блестяще выписанный талантливым писателем. И события не выдуманные, а самые что ни на есть реальные. Но судя по серьёзному отношению подростков к такой сложной теме, их умному, отнюдь не детскому восприятию шолоховского рассказа, соколовы живут и сегодня. Только они себя не проявили, поскольку нет такой нужды. И дай Бог, чтобы никогда не было!

 

Противостоять этому надо всеми силами. В том числе литературными. Произведениями, подобными «Судьбе человека». Об этом же сказано и в речи самого Шолохова, которую он произнёс при вручении ему Нобелевской премии по литературе:
«... Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив...»

 

Единственно, что хотелось бы добавить: мало писать хорошие, нужные и полезные книги. Надо, чтобы их ещё и читали. Хотя бы в рамках объявленного в 2015-м Года литературы.

 

СПРАВКА

Михаил Александрович Шолохов – автор «Тихого Дона», «Поднятой целины, «Донских рассказов», «Они сражались за Родину». Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год) – «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время». Академик АН СССР. Дважды Герой Социалистического труда.

Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить