Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Свобода – в дисциплине

12-12-2014, 14:18 Категория: Общество
1 543
1

Эти не сочетаемые понятия прививаются в семейном центре развития «Радуга»
Методика, разработанная более ста лет назад итальянским педагогом Марией Монтессори,
в наше время стала очень популярной. В Кыштыме по этой системе вот уже два года работает семейный центр развития «Радуга».

 

Познания
в полном комплекте

 
Малышка от силы двух лет пытается разобраться с лукошком, заполненным пенопластовыми яблоками и грушами. Пробую ей «помочь», нарочито сбивая с толку: «Вот смотри: на самом деле это арбуз, а это дыня!» Но мой «эксперимент» над наивной дитятей прерывает строгий голос: «Прекратите, вы нарушаете познавательный процесс!» Директор центра раннего развития «Радуга», она же педагог и психолог Наталья Степанова абсолютно права: ребёнок сам, без подсказок, тем более таких дурашливых, должен определить, что перед ним. А для этого ему надо искомый предмет потрогать-пощупать, понюхать, а то и надкусить. И он эти познания претворяет в полном комплекте. По крайней мере, на грушах и яблоках заметны следы зубов.
С Натальей Юрьевной мы прош­лись по всем мини-классам центра. И нигде не обнаружили ни одного скучающего ребёнка. Все были заняты делом. Один пытался зависать на маленьком турнике, периодически шлёпаясь на мягкий матрасик. Другой сосредоточенно открывал-закрывал защёлки, замочки, шпингалеты, крючочки на дверцах специально приспособленного для таких познавательных операций шкафчика. Третий выстраивал пирамидку, четвёртый... Словом, работы по познанию окружающего пространства в «Радуге» хватает всем и надолго. По крайней мере, на отпущенные полтора часа занятий. Причём изучением предметов, населяющих этот мир, крохи занимаются не одни: за каждым присматривает мама. Что объяснимо: эта группа – для детей от восьми месяцев до трёх лет.
 
Личное
пространство

 
– Именно в таком возрасте ребёнок учится координации движений, мелкой моторике, умению владеть своим телом, – говорит Наталья Юрьевна. – Насколько уверенно этот период жизни будет пройден, настолько крепок станет человек в будущем.
С таким утверждением трудно не согласиться. Как и с тем, что помимо физических навыков, развиваются и психологические. Ведь все мы родом из детства. Что в нас заложено с первых лет, то в том или ином виде проявится во взрослости. Хорошо, если рядом умный воспитатель, который мудро разрулит конфликтную ситуацию.
– Представьте себе, дети играют. Один мальчик, допустим, Вася, возится с машинкой, – продолжает развивать тему моя собеседница. – К нему подходит Петя и начинает отбирать машинку. Как обычно поступают родители? Совершенно верно: «Вася, ты уже поиграл, отдай Пете!»
– Так это же правильно, – затеваю я педагогическую дискуссию, – надо делиться с товарищем, проявлять доброжелательность, не быть эгоистом: «Моё, не отдам!»
– А вот и нет, – возражает Наталья Юрьевна, – поскольку этот самый Петя вторгается в личное пространство Васи. Подавляет его волю, подчиняет своим интересам, заведомо делает его ведомым. На наших занятиях мы учим ребёнка сохранять свои границы, отстаивать свои интересы.
– Тогда все будут лидерами, и кто же кому будет подчиняться?
– Лидер – это человек, который умеет отстаивать своё мнение и одновременно с уважением относится к позиции, мировоззрению другого, – опровергла директор мою оценку происходящему в центре развития.
А я высказал всего лишь то, что увидел: дети вместе с мамами увлечённо играют с кубиками, замочками, колечками, штырёчками, шариками от пинг-понга и прочими занимательными атрибутами.
– Это не игра, – подчеркнула Степанова, – а тренировка, подготовка себя к взрослой жизни. Дети, посещающие наши занятия по системе Монтессори, учатся быть самостоятельными. Как поступают родители, если ребёнок дома что-то пролил или рассыпал? Могут поругать, могут промолчать. Однако в любом случае сами берутся за тряпку и совок. У нас же детям позволяется всё: хочешь пролить – проливай, хочешь просыпать – просыпай. Но вслед за этим будь добр взять швабру и убрать за собой.
 
Терпение
и только терпение

 
Весь уборочный инструментарий в миниатюрном его исполнении находится в одной из комнат школы, рядом с умывальной раковиной, по высоте едва отстоящей от пола. Убрал за собой, выстирай тряпочку и, вырабатывая такую щепетильную вещь, как тактильность, тщательно выжми её и повесь на просушку. Так что свобода действий здесь сочетается с дисциплиной. А это, в свою очередь, является одним из главных постулатов методики Марии Монтессори.
Настала пора познакомить читателя с самим автором этой методики. Мария Монтессори родилась в 1870 году в семье крупного итальянского чиновника. Была принята в Римский университет и закончила его с дипломом врача. Получила место в психиатрической клинике при университете, в которой содержались умственно отсталые дети. Наблюдая за ними, она поняла, что состояние юных обитателей клиники обусловлено не какими-то врождёнными аномалиями, а элементарной педагогической запущенностью. Монтессори начала заниматься с детьми, обеспечивая их развивающими игрушками, и вскоре стала замечать разительные перемены. В итоге её воспитанники стали демонстрировать владение навыками письма и счёта наравне со здоровыми детьми и при этом показывали даже лучшие результаты.
Я поинтересовался у Степановой: не приводили ли к ней детей с подобными проблемами?
– Приводили и приводят, – ответила Наталья Юрьевна, – мы работаем и с даунами, и с глубокими аутистами. И здесь надо, прежде всего, подчеркнуть мужество мам, которые не побоялись открыто заявить о своей проблеме. Не замкнулись, как это нередко бывает, в четырёх стенах, не остались наедине с бедой, а пришли к нам. Оказалось, что дети не обучены элементарным навыкам: не могут держать ложку-вилку, завязать шнурки на ботинках. Координации движений никакой, вестибулярный аппарат не в порядке, мелкая моторика отсутствует. В этих случаях мы предупреждаем мам: одним нам не справиться. От вас требуется терпение и только терпение. Увы, не все выдерживали – некоторые уходили. Те же, кто оставался, наглядно убеждались, как развивающие тренировки постепенно приводили к положительным результатам.
 
Главное – вовремя спохватиться
 
Сама Наталья Юрьевна в какой-то степени повторила путь Марии Монтессори. Работала педагогом – в детском саду, общеобразовательной школе, детском доме, в медучилище, около восьми лет практиковала в качестве медицинского психолога. Весь накопленный опыт подсказал: надо искать другие, нетривиальные пути воспитания. Их она и обнаружила в методике Монтессори.
Конечно, эта методика – не панацея от допущенных педагогических, психологических ошибок, и уж тем более от сбоя на генном уровне. И всё же здесь основное – вовремя спохватиться родителям. Не упустить время. Чем раньше, тем лучше. В центре развития, повторюсь, разрешается всё. Я видел «картины» с полосками масляных красок. Их авторам от силы полтора года. И это притом, что пользоваться красками (не дай бог, лизнут или измажутся!) малышам позволяется только с трёх лет.
Это обстоятельство, разумеется, не может отменить традиционную, коллективистского толка методику воспитания в детсадах и школах. По той простой причине, что ребёнку, взрослея, придётся вращаться в привычном нам обществе, где о методике Монтессори и не слыхивали. А потому последователей у неё куда меньше, чем опровергателей. Ну и пусть. Зато есть надежда, что зёрна интеллекта, зароненные и взращённые в малом возрасте по методике Монтессори, не дадут выпускнику школы «Радуга» затеряться в большом мире, где деловые качества лидера всегда востребованы.
 
Анастасия Матюшина, мама двоих детей:
Я сюда хожу с Линаидой, ей год с половиной, и Машей – три и пять месяцев. Это для нас альтернатива детскому саду. Посещаем центр не один месяц. Тенденциисамые положительные. Прежде всего, девочки приучились к самостоятельности. Если дома разлили воду, тут же бегут за тряпкой. Также, без участия мамы, сами играют. Не боятся людей, доброжелательны, общительны – всему этому они научились в «Радуге».
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • KUM

  • 15 декабря 2014 17:53
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 10.11.2009
  • Статус: Пользователь offline
  • 157 комментариев
  • 0 публикаций
КР
Малышка от силы двух лет пытается разобраться с лукошком, заполненным пенопластовыми яблоками и грушами.... педагог и психолог Наталья Степанова абсолютно права: ребёнок сам, без подсказок, тем более таких дурашливых, должен определить, что перед ним. А для этого ему надо искомый предмет потрогать-пощупать, понюхать, а то и надкусить. И он эти познания претворяет в полном комплекте. По крайней мере, на грушах и яблоках заметны следы зубов.
Пожалуй, такого бреда от М. Светлова ещё не было. Это что за театр абсурда ? Ребенку подсунули пенопластовые яблоки с грушами и убеждают нас, что понюхав и надкусив их, ребенок претворяет полный комплект познаний. Ну не бред ли? Вкус и запах крашеного пенопласта ребенок познал, не спорю..
М.Светлов
Пробую ей «помочь», нарочито сбивая с толку: «Вот смотри: на самом деле это арбуз, а это дыня!»
Похоже, у некоторых мозг уже давно сбит, а у кого не сбит, тому сейчас сбивают. С несбитым мозгом обычному человеку (а тем более малышке от силы двух лет), по запаху и вкусу, действительно, сложно отличить пенопластовое яблоко от пенопластового арбуза или дыни. М. Светлов, призванный «глаголом жечь сердца людей», как этот суррогат Вам удалось окрестить «полным комплектом познания» ?
КР
Малышка от силы двух лет пытается разобраться с лукошком, заполненным пенопластовыми яблоками и грушами. Пробую ей «помочь», нарочито сбивая с толку: «Вот смотри: на самом деле это арбуз, а это дыня!» Но мой «эксперимент» над наивной дитятей прерывает строгий голос: «Прекратите, вы нарушаете познавательный процесс!» Директор центра раннего развития «Радуга», она же педагог и психолог Наталья Степанова абсолютно права: ребёнок сам, без подсказок, тем более таких дурашливых, должен определить, что перед ним. А для этого ему надо искомый предмет потрогать-пощупать, понюхать, а то и надкусить. И он эти познания претворяет в полном комплекте. По крайней мере, на грушах и яблоках заметны следы зубов.
Или Вы считаете, что читатели такие же дитяти наивные? Понял бы, если бы такое написала хозяйка этого частного центра, которой нужны клиенты и которой нужна прибыль, но когда такое пишет известный и опытный журналист… не понимаю..