Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Волга народного горя

29-10-2014, 13:24 Категория: Общество
1 135
0

Так Александр Солженицын назвал поток репрессий в СССР.
Этот поток шёл,
почти не прерываясь,
с 1921 по 1953 год.

 

 

По навету
доносчиков

 
Сегодня, 30 октября, в России и в ряде бывших республик СССР – День памяти жертв политических репрессий. За тридцать лет было осуждено за так называемую контр­революционную деятельность и особо опасные государственные преступления 4 060 306 человек. Из них 799 455 расстреляно, зачастую без суда и следствия. Через лагеря, колонии, тюрьмы прошло 2 634 397 заключённых. В ссылки отправлено 413 512 человек. В отношении 215 942-х человек приняты «прочие меры».
Кого-то обвиняли в шпионаже, кого-то в попытке государственного переворота, многих – во вредительстве. На местах соревновались, кто больше выявит «врагов народа», поэтому поощрялись доносы. Поводом к задержанию, аресту и к последующему суровому приговору служили необдуманное слово, безобидный анекдот и даже бытовые разборки. А там уже «шили» дело на врага советской власти.
Нужные показания выбивали пытками. Вот как описывал допрос заместитель командующего Забайкальским военным округом комкор Лисовский: «…Били жестоко, со злобой. Десять суток не дали минуты сна, не прекращая истязаний. После этого послали в карцер… По 7-8 часов держали на коленях с поднятыми вверх руками или сгибали головой под стол и в таком положении я стоял также по 7-8 часов». Не стал исключением и Кыштым. Образно говоря, в «Волгу народного горя» вошло 111 человек из нашего города. Среди них – намеренно оговорённые своими соседями.
 
Но оставались
патриотами

 
Были и так называемые труд­армейцы. Отец Владислава Викторовича Гейера воевал. Но в 1942 году красноармейцев немецкой национальности отправили из действующей армии на поселение в Челябинск. А тут началось строительство секретного объекта «Маяк», и Виктора Гейера перевели в Глазов Удмуртской АССР. И только в 1956 году всю семью реабилитировали, и она вернулась в Кыштым, откуда была родом мать Владислава. Сам он служил в морской авиации на Дальнем Востоке, а затем в Крыму. Это говорит о том, что люди, по которым прошлась репрессивная сталинская машина, всё равно оставались патриотами своей Родины. Но при этом сохранили память о времени, когда государство обращало свои маховики против собственных граждан.
Леонид Кириллович САМАРСКИЙ,
начальник кыштымского отделения КГБ (1975-1993 г.):
В своё время в «КР» было опубликовано интервью со мной под названием «Очищение правдой». Это очень точное определение того, чем занималось в те годы наше областное управление под руководством Анатолия Петровича Суркова. Мы возвращали честные имена людям, незаконно подвергшимся репрессиям.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить