Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Деньги идут вслед за ребёнком

7-11-2012, 14:26 Категория: Общество
950
3

Интервью по поводу: Из чего складывается зарплата учителей общеобразовательных школ
 
В октябре в редакцию поступило несколько звонков и писем от педагогов: обещали повышение зарплаты, а на деле она понизилась. Эти вопросы мы переадресовали начальнику управления по делам образования Любови Грушевой.
 
У каждого – своя «средняя»
– Любовь Николаевна, а ведь авторы обращений в нашу газету правы. Вот слова регионального министра образования и науки области Александра Кузнецова: «Уже с 1 октября работники общеобразовательных учреждений (а с 1 декабря – и дошкольного образования) будут получать повышенную зарплату... Зарплата педагогов должна соответствовать уровню средней заработной платы по экономике региона. К концу этого года средняя зарплата педагогов Челябинской области будет составлять более 20 тысяч рублей».
– Хочу вам сказать, что мне лично никаких сигналов от учителей не поступало. В этом случае мы бы разобрались на месте. Но раз так получилось, будем объясняться на страницах газеты. Мы децентрализовали бухгалтерию. Сейчас у каждого общеобразовательного учреждения своя бухгалтерия. И директора учатся распоряжаться фондом оплаты труда. Пока же равномерного помесячного распределения зарплат не наблюдается. В одном месяце может быть 19 тысяч, в другом 16, а где-то и 13 тысяч... Что же касается выступ­ления министра, то вы его не дочитали. Александр Игоревич добавил, что нынешний рост зарплаты хоть и коснётся абсолютно всех педагогов, но всё же в разных пропорциях: на зарплату конкретного преподавателя могут влиять наполняемость классов, школы, школьный статус и объём рабочей нагрузки. Причём речь идёт о четвёртом квартале, так как дополнительные средства поступили только на октябрь-ноябрь-декабрь. Кроме того, мы говорим о средней зарплате по области. А так как у каждого муниципалитета своя «средняя» по экономике, то по Кыштымскому округу контрольная цифра на четвёртый квартал равна 19708 рублям семи копейкам.
 
Есть смысл бороться за детей
– В Кыштыме, как я понимаю, главная проблема – наполняемость классов?
– Это, по сути, главный норматив. Финансирование у нас подушевое, то есть, образно говоря, за ребёнком идут деньги. Поэтому при низкой наполняемости мы теряем определённый фонд заработной платы, поступающий из области.
– И каков лимит?
– Двадцать пять человек. А у нас бывает от 16 до 19 детей в классе. Такое положение в двух школах – третьей и десятой.
– А как выглядит подушевое финансирование?
– Если ребёнок учится в начальной школе, то на него приходится 12996 рублей, в параллелях, перешедших на государственный стандарт образования, – свыше 15 тысяч, в основной – 17985, в старшей – 19774. Поэтому резерв в системе есть. Боритесь за детей, и деньги пойдут.
– Смысл борьбы прост – взять да объединить неполные классы! Было 16, станет 32!
– Как раз не всё так просто. Мы сделали всё, чтобы в первых-десятых классах было, как минимум, по 25 человек. Но в основных школах это вызывает трудности: дети привыкли к учителям, одноклассникам. И, как следствие, появляется психологическая, эмоциональная составляющая. Для детей и их родителей перевод в «чужой» класс становится определённой травмой. И объяснять это низкой зарплатой учителя как-то неуместно. Во всяком случае, такую причину они не считают весомой. Вот почему эту проблему мгновенно мы не решим. Но мы сейчас оптимизируем штатное расписание, а сэкономленные средства направим на рост учительской зарплаты.
 
Гарантирована открытость
– Оптимизация подразумевает сокращение сотрудников...
– Есть фонд зарплаты, есть нормативы, и под них надо формировать штатное расписание. Это входит в полномочия директора школы.
– Но, согласитесь, что при всей оптимизации зарплата учителя остаётся низкой.
– Это правда. Как правда и то, что правительство области эту проблему пытается решать. И вот вам наглядный пример: мы получили на школы дополнительно определённую сумму, которую (это не тайна!) могу назвать. Это пять миллионов 984 тысячи 100 рублей.
– Я так понимаю, это такой хороший, но разовый вброс. Мы же говорим о росте зарплаты, которая будет равна средней экономической по региону, то есть 20 тысячам рублей.
– Понятие «средняя» довольно относительно. Даже в одной школе учителя получают по-разному. Многое зависит от нагрузки, стажа, отношения к работе. Точно так же нет одинаковой средней заработной платы между школами. Хорошо оплачиваются педагогические работники в коррекционных школах, они финансируются областью по особому нормативу.
– Изменились ли должностные оклады?
– Да. В коррекционных школах – до 5760 рублей. Для преподавателей остальных школ они составляют от 3690 рублей до пяти тысяч. И ещё. Если раньше зарплату повышали только учителям, то сейчас ещё и преподавателям основ жизнедеятельности, и дефектологам, и логопедам, и педагогам-психологам, и социальному педагогу, и педагогу-организатору, и так далее.
– У кого всё-таки самая большая зарплата?
– У того, кто имеет большую педагогическую нагрузку. Речь идёт не о должностном окладе на ставку, а о средней заработной плате.
– А не может случиться такое, что директор распорядится финансовыми потоками в свою пользу?
– Зарплата директора зависит от решения комиссии, созданной в управлении по делам образования. Сами они себе ничего назначить не могут. Более того, они получают стимулирующую надбавку лишь при условии, если у них есть экономия фонда заработной платы. Те деньги, о которых я говорила выше, пришли не на директора, не на его заместителя, не на сторожа, гардеробщицу или бухгалтера, а только на учителей и других педагогических работников.
– Значит ли это, что директор вообще лишён возможности «приработка»?
– У него есть возможность вести не более девяти классных часов в неделю. То есть, не более 300 часов в течение учебного года. Но бывают исключения, связанные с производственной необходимостью. В городе дефицит учителей химии. И, как следствие, не выполняется учебный план. Но есть директор, который по образованию химик. И я пишу соответствующую бумагу: вести уже не девять, а 18 часов, вплоть до решения кадрового вопроса. Но при этом руководитель на стимулирующую надбавку не претендует. Кроме того, в школах есть общественный орган, который должен гарантировать гласность и открытость при распределении экономии фонда заработной платы.
 
Доходы считают с начала года
– А искомые 19 с лишним тысяч в среднем по муниципалитету вы гарантируете?
– Мы не можем не выполнить обязательств области, так как это один из параметров, на которые выделялись средства в связи с модернизацией. В противном случае не будет денег на следующий год для той же модернизации – на ремонт, какие-то приобретения, или их размер уменьшится. Поэтому если кто-то не ощутит финансовых перемен в октябре (поскольку в сентябре мы выплатили премию), то в конце года, и тем более в следующем году прибавка к зарплате станет ощутимой. Кроме того, нужно считать свои доходы с начала года. Тогда, уверяю вас, картина будет куда позитивнее.
– Но педагогическое сообщество округа несёт потери?
– Да, в течение этого года двое молодых учителей уехали в школы другого города.
– Однако они не ушли из профессии...
– Я выступала на всероссийской конференции в Челябинске по теме профессиональной социализации молодых специалистов. Могу сказать: молодые педагоги, несмотря на невысокую зарплату, не собираются менять профессию. Поэтому задача руководителей школ, педколлектива сделать всё, чтобы их удержать.
– Чем?
– Не хотелось бы, чтобы только сверхнагрузками. У иных преподавателей они доходят до 36 часов, а порой и до 44-х! А если ещё школа-двухсменка, и работать некому!? Поэтому альтернативы росту заработной платы нет. Только тогда не будет так называемого эмоционального выгорания педагога, когда он будет получать достойную зарплату в рамках одной ставки.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 12.08.2012
  • Статус: Пользователь offline
  • 51 комментарий
  • 0 публикаций
Перечитал не на один раз.Без бутылки,как говорится,не разобраться.Это же надо всё так запутать,такого наизобретать.Ещё и объяснить всё,как всегда,заботой о рядовых труженниках.
 
Цитата
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 8.11.2012
  • Статус: Пользователь offline
  • 49 комментариев
  • 0 публикаций
\"Зарплата директора зависит от решения комиссии, созданной в управлении по делам образования. Сами они себе ничего назначить не могут. Более того, они получают стимулирующую надбавку лишь при условии, если у них есть экономия фонда заработной платы.\" У комиссии должны быть серьезные основания лишить какого-то директора этой надбавки. Хотя и здесь поле для махинаций технически есть. А дальше дело техники. Директора ведь могут управлять экономией ФОТ школы. Это-то уже управляется не комиссией, а бухгалтером школы, точнее директором. И как вы догадываетесь, экономия ФОТ будет всегда. Учить никого этому не надо. Не первый день. Я к чему? Система выплат премий и прочих доп. выплат из экономии ФОТ порочна по определению. И страдают от нее в первую очередь низы. То есть, в данном случае, учителя, уборщицы и так далее.
 
Цитата
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 27.12.2011
  • Статус:
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
Конечно ведь в большом кресле один главный педагог в другом поломойщица