Дорога ошибок не прощает
20-04-2012, 12:51 Категория: Общество
1 025
20
Статистика о ДТП – как сводка с поля боя. Если за весь прошлый год под колёсами автомобилей погибло семеро кыштымцев, то за три месяца нынешнего уже восемь! Об этом – наш разговор с начальником ГИБДД, майором полиции Анатолием Пановым.
Дальше ехать некуда!
– Анатолий Алексеевич, начнём опять же со статистики. Машин на дорогах становится больше. Не это ли главная причина роста аварийности?
– Главная причина – в несоблюдении Правил дорожного движения. То есть срабатывает тот самый человеческий фактор. Да, интенсивность движения автотранспорта возрастает. Если в прошлом году у нас его было зарегистрировано 13720 единиц, то уже в нынешнем – 14221. Соответственно, увеличивается число получивших права. Но аварийность процветает не напрямую в связи с этим. Есть ещё ряд причин, о которых мы поговорим дальше. Ну, а цифры говорят сами за себя. За весь прошлый год у нас зарегистрировано 986 ДТП. И только за три месяца этого – уже 300!
– Идём на рекорд?
– Причём, печальный. И при этом надо учесть, что нынешняя зима, в противоположность прошлой, была бесснежной, то есть дороги были чистые.
– Неприятно, когда бьются машины. Это, пусть и дорогое, но всё же – железо. А вот когда калечатся и гибнут люди...
– Как это ни кощунственно прозвучит, но все ДТП со смертельным исходом в этом году отличаются своей нелепостью. То есть, ни дорожная, ни погодная обстановка не сопутствовали авариям. Только вина водителей! Напомню известный трагический случай, когда отец вёз своего сына в Озёрск на занятия бальными танцами. Возле кладбища он выехал на встречную полосу и столкнулся с автобусом. Одиннадцатилетний мальчик, находившийся на заднем сиденье непристёгнутым, погиб. Тяжёлые чувства вызвала и смерть шестилетнего ребёнка. Он катался с горки и угодил под колёса автомобиля. Есть ДТП, где напрямую виноваты сами пешеходы. Один перебегал дорогу в неположенном месте. Другой просто лежал на проезжей части. Оба случая – с летальным исходом.
Под градусом крена
– Почему люди, задерживаемые за вождение в пьяном виде, продолжают садиться за руль? В Америке человека, укравшего пуговицу, приговорили к пожизненному сроку...
– Значит, это была не первая пуговица...
– Четвёртая... У нас на алкашей за рулём по десять-двадцать раз накладываются административные взыскания (аресты, штрафы), но с них – как с гуся вода. Отняли бы автомобиль – и вся недолга.
– К сожалению, такой нормативной базы нет, хотя в данном случае машина, действительно, является орудием убийства. Но на неё же распространяется имущественное право. Между прочим, за рубежом есть процедура отъёма автомобиля в пользу государства или потерпевших лиц. Нам бы тоже не помешало принять закон, по которому неоднократный нарушитель Правил дорожного движение не только не имел бы возможности водить автомобиль, но и не мог бы его приобрести... Так бы я поступил с водителем, которого задержали в минувшее воскресенье... Он сел пьяным за руль, выехал на дорогу, совершил столкновение с другим автомобилем. Выяснилось, что у него нет водительских прав, страхового полиса, да и саму машину водит по договору купли-продажи. И максимум, что ему дали – пять суток ареста.
– И это вместо серьёзной ответственности, вплоть до уголовной!
– А она у нас была, правда, лет двадцать с небольшим тому назад. Водителя, которого задерживали в нетрезвом состоянии, привлекали именно к уголовной ответственности. Я сам знал человека, который четырежды (!) отбывал наказание в колонии. Причём, в последний раз – строгого режима: за то, что восемь раз его заставали нетрезвым за рулём. Никого не сбивал, никуда не врезался, а лишь за сам факт нетрезвости.
Вместо движения – возражения
– Мы, журналисты, убеждены, что все беды на наших дорогах – от низкого уровня правосознания довольно приличной части участников дорожного движения. У таковых отсутствует инстинкт самосохранения, они действуют по принципу: авось, пронесёт. А уж о других они точно не думают.
– Я бы добавил ещё два фактора – низкая культура и неспособность жить по нормам человеческого общежития. Тот, кто нахамил в магазине, точно так же будет вести себя на дороге. А когда встречаются два хама... Выехали мы однажды на дорожное происшествие. Видим, у водителя лицо в крови. Пока мы ехали, они так «разобрались» между собой.
– Вы сказали, что на ситуацию с ДТП влияет не только человеческий фактор.
– Влияет ещё и ... дорога. Да, добавлены по одной полосе на улицах Карла Либкнехта и Ленина. Но надо обратить внимание и на пешеходные переходы – их обустроенность, разметку и освещённость. Дорожные знаки в тёмное время суток должны быть обозримыми. Под особым углом, обеспечивающим видимость, – должны быть сопряжения со второстепенными дорогами. На сегодня есть разработанный Челябинским институтом проект организации дорожного движения. Несколько улиц – Карла Либкнехта, Ленина и Республики этому проекту не соответствуют. С одной стороны – много лишних знаков, с другой – не хватает как раз нужных. Выдаём предписания, составляем протоколы. С нами спорят, обращаются в суд... Но проект разработан, утверждён главой округа. Казалась бы, какие могут быть возражения?
Нет светофора – нет проблем?
– Пару слов о системе содержания дорог.
– Прямо сказать – она разрушена! О пешеходном переходе по Карла Либкнехта специалисты института высказались определённо: ему здесь не место! Но перенести мы его не можем из-за отсутствия финансирования. Стали делать хорошую дорогу к радиозаводу – возник вопрос о пешеходном светофоре. Но кто его должен содержать – не определились. Нашли «выход»: светофор надо... ликвидировать! Но ведь нужно создавать цивилизованные условия как для водителей, так и для пешеходов. Вот тогда не будет места конфликтным ситуациям между ними. Требуется разграничить эти потоки. Для этого необходимо немногое: поставить ограждения. Но такие, чтобы ни под них, ни через них нельзя было перелезть.
– Иной раз сами пешеходы протестуют против мер, направленных на их безопасность.
– Вот напротив Дома быта переход не отвечал требованиям безопасности. Водители, спускающиеся с горы, не имели технических возможностей в зимний период среагировать на внезапно появившегося пешехода. Мы перенесли переход на 50 метров. В ответ получили... нарекания от пешеходов. Они стали заявлять, что привыкли ходить по этой тропе и не хотят менять своих привычек! Во главу угла, увы, выдвигается привычка, но не безопасность. Вот когда начнёт повышаться то самое правосознание, о котором вы говорите, тогда меньше станет поступать тревожных сводок с дорог и улиц нашего города.
Для сведения
Наибольшее число ДТП происходит с пятницы
по воскресенье. Самыми распространёнными видами ДТП являются наезды на пешеходов.