Дело пахнет бензином
1-06-2011, 13:28 Категория: Общество
1 292
13
Бензин дорожает и будет дорожать дальше, обещают топливные компании. Эксперты уже прогнозируют нам европейские цены на топливо. Это при наших-то смешных зарплатах.
Дефицит был предсказуем
Наш регион миновал ажиотаж на АЗС, где бензин, даже по умопомрачительным ценам, оказался в дефиците. Показателен пример Алтайского края, где вводили норму отпуска – не больше 20 литров в одни руки. В других регионах ситуация оказалась не лучше. Правительство обвиняет нефтяников в сговоре, а те считают, что дефицит бензина – следствие замораживания в феврале цен на него. Впрочем, искать виновных и махать шашками уже после побоища – это наша отечественная традиция. И тем более наивно полагать, что это временные, чисто сезонные проблемы, которые всегда в России случаются в посевную кампанию.
– Ещё в 2003 году по заказу компании «Лукойл» был проведено прогнозное исследование развития нефтяной отрасли на 15 лет. Согласно ему, при существующих в стране темпах роста автопарка мощности нефтеперерабатывающих заводов должны были исчерпаться в 2010 году, – говорит директор АЗС «Сугомак» Александр Ершов. – Реконструкции этих производств и новый завод под Тюменью проблемы не решили. Более того, после перехода с января нынешнего года на новые экологические стандарты Евро-3 и подготовка к Евро-4 вынудили некоторые предприятия встать на ремонт. На рынке объективно топлива стало меньше. Выросли и издержки производителей – повышение единого социального налога до 34 процентов, рост тарифов естественных монополий. Всё это тоже сказалось на цене.
Премьера не услышали?
В феврале правительством РФ был применён административный ресурс. Тогда на совещании в Санкт-Петербурге премьер-министр высказал мнение-пожелание, что цены на нефтепродукты должны быть понижены. «Мнение» услышали, и буквально на следующий день оптовые цены переписывались в сторону уменьшения. Они продержались до конца апреля, а в мае, после увеличения экспортных пошлин, началась чехарда – розничным продавцам приходилось каждую неделю менять ценники на АЗС.
Один из реальных вариантов решения проблемы недавно был озвучен помощником президента РФ Аркадием Дворковичем.
Для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке он предлагает корректировать налог на добычу полезных ископаемых, а не акцизы на бензин.
– В качестве краткосрочных мер это может существенно повлиять на ситуацию, – продолжил Ершов. – Но в дальнейшем вопрос должен решиться положительно только после пуска в строй новых нефтеперерабатывающих заводов.
А пока поводов для оптимизма у автомобилистов нет. Крупнейшие производители топлива – «Лукойл» и «Газпромнефть» работают буквально с колёс: бензин не доходит до складских ёмкостей, а сразу разливается по бензовозам – и к продавцам. Вчера на АЗС «Сугомак» самый ходовой 92-й стоил 24 рубля 30 копеек за литр, на «Лукойле» – 24 рубля 55 копеек, без учёта дисконтных скидок. И, как сказано выше, по прогнозам аналитиков, рост цен только продолжится. Самые мрачные пессимисты пророчат до 50-60 рублей за литр 95-го. Как в Европе, которую по другим показателям уровня жизни населения нам никогда не догнать.
МНЕНИЕ
Евгений Попов:
В кризисные годы, когда рухнула мировая цена на нефть, стоимость бензина почему-то практически не изменилась. А сейчас идёт цепная реакция – растут цены на бензин, газ и электричество, а значит, дорожают все товары в магазинах.