Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Редкий колумбит из-под ковша экскаватора

1-02-2012, 14:44 Категория: Общество
1 503
0

Удивительное – рядом: В Тайгинском карьере были найдены драгоценные камни
 
В фантастическом рассказе уральского писателя Анатолия Малахова «Каменные документы» приводится интересный случай. Мифическая катастрофа на Солнце привела к странным явлениям в природе Земли.
 
И в забой отправился
Автор, отходя от фантастики, приводит пример и из реальной жизни: «Группа студентов Свердловского горного института совершила несколько лет назад (в 1956 году) путешествие в район Тайгинского месторождения графитов. Здесь, почти в самом карьере, неоднократно осмотренном коллегами-геологами, студенты обнаружили занорыш, полный драгоценных камней – гелиодоров. Как могли пропустить и не увидеть все эти камни те, кто здесь годами работал? Можно ли согласиться с утверждением некоторых учёных, разбиравших детально это дело, что геолог рудника недобросовестно относился к своим обязанностям и не осмотрел весь карьер? Конечно, нет! Если не геолог, то рабочие сотни раз до студентов наткнулись бы на этот занорыш». А продолжение этой каменной истории в Тайгинском карьере выпало уже на нашу долю.
В один из летних дней 1980 года мы с юными геологами остановились небольшим лагерем у заброшенной копи на борту того самого Тайгинского карьера. Пока мы бродили по лесным чащобам и горным увалам, наш дежурный Олег Скапкарев, копаясь в забое копи, нашёл прекрасный камень – кристалл желтоватого берилла – гелиодора. После этого началась многолетняя минералогическая эпопея, даже скорее – поэма.
Во вскрытом гнезде обнаружилось около десятка таких камней. Причём, самые крупные – размером в пальчик! Чистые, с чуть заметной сеточкой поперечных вуалей, они поражали многочисленными гранями и совершенной формой. Пегматитовая жила оказалась потрясающей! Типичный для Урала зональный гранитный пегматит содержал почти сплошные, переходящие от одного к другому, гнёзда с минералами – «занорыши», как называют их уральцы. Стоило пробить кувалдами и ломом небольшую каменную перемычку плотной породы, и начиналась рыхлая «сыпучка», состоящая из мелких ромбиков-чешуек слюды, кристаллов альбита и редких кварцев. Всё это сопровождалось кристаллами гелиодоров не менее редкой величины – от обломка со спичку и до пяти-шести сантиметров.
 
Ведро кристаллов
Конечно, происхождению таких минеральных гнёзд в Тайгинке способствовали не солнечные катастрофы сегодняшних дней, как фантазирует Малахов, а энергия недр Земли. И происходило это событие на Урале сотни миллионов лет назад. Теперь-то мы знаем, что обнажённая горными работами жила изначально содержала уникальный занорыш с камнями. И только со временем дождями вымыло гнездовую глинку – тут-то и заметили камни будущие геологи!
С переменным успехом мы вырабатывали жилу не один год. Минералогическими находками делились с музеями. Подарили кристалл гелиодора в музей Ильменского заповедника. В Минералогический музей Академии наук им. А. Е. Ферсмана в Москве мы привезли тайгинский кристалл и передали лично известному минералогу В. А. Корнетовой.
...В один прекрасный день 1986 года жила «кончилась». Долбить крепчайшую породу уже не хватало сил. Забой упёрся в монолитную глыбу. Я неоднократно подлезал в забой копи под глыбу – рассматривал её, искал трещины, слабые места. И не напрасно. Металлическим щупом – «ковырялочкой», лёжа на спине, в тёмном углу забоя нашёл-таки я слабое место в скале. Сначала сверху выпал кусочек породы – хороший знак, значит, действительно где-то слабинка есть у этой глыбы. Потом ещё и ещё. Посыпалась рыхлая земелька – это уже гнездовая порода. Присматриваюсь ещё внимательнее, а порода всё сыпется. И вот, в полумраке забоя, различаю знакомые «спиченки» бериллов… Гнездо!
Достали всю гнездовую породу – где-то с ведро, тщательно промыли и просеяли ее. Итог потрясающий – 350 кристаллов гелиодора!
 
Из отвала – в музей
Со временем карьер изменил очертания, и гелиодоровая жила исчезла. Её полностью снесли горными работами. Но благодаря новым разработкам появились новые жилы – с топазом, клевеландитом, морионом и апатитом. Работы велись такими темпами, что мы не успевали осматривать всё новые и новые горизонты пегматитовых жил. Порой минералы извлекали из-под ковша экскаватора. Из двух жил были собраны и отправлены на изучение в музеи и лаборатории образцы редкого колумбита. Этот минерал в виде отдельных кристаллов и сноповидных расщеплённых сростков до пяти сантиметров образовывал сростки с бериллом и уникальными агрегатами скорлуповатого мусковита – «барботова глаза».
Весной 1989 года быстрыми темпами шло расширение графитового карьера. Стараюсь найти нашу любимую гелиодоровую жилу и понимаю – бесполезно, здесь вовсю работает огромный экскаватор, подъезжают на погрузку мощные машины. Пустая порода – полным ходом на отвал.
Среди глыб гнейса замечаю хаотичное скопление светлых кусков пегматита. Ага! Вот и остатки жилы – совсем рядом с ковшом работающего экскаватора. Зачищаю, всматриваюсь всё ближе – контуры жилы, сыпучка. Гнездо! Несколько гнёзд с минералами! Экскаваторщик что-то кричит, но в грохоте металла его не слышно. Вдруг всё стихает. Подходит парень. «Ну ты, фанатик! Камни ищешь? Ладно, у меня обед. Часа тебе хватит?».
 
Находка года
Под сыпучкой в глине – кристаллы! Вот это находка! Вынимаю один крупный обломок кристалла. Бурая жирная глина на гранях. Снимаю тонкий слой и… – недоумеваю: «Бесцветные камни... Кварц, что ли? Но штриховка почему-то вдоль кристалла, да и спайность совершенная… Так это же топазы!»
Вслед за открытием гнезда вторая радость – это топазы! А вот следом и его спутники – чёрные турмалины. Они битком наполнили всё пространство гнезда. Редкие морионы, микроклин, клевеландит. И ещё несколько топазов! Бесцветные камни по пять-шесть сантиметров с редкими включениями турмалина. Это – находка года! Стараюсь поскорей сделать зарисовки жилы, нужно как следует завернуть собранный каменный материал...
Заработала техника. Перерыв закончился. И… вся порода с минералами – снова в отвал.
 

ОБ АВТОРЕ
Сергей Колисниченко – географ, педагог, минералог-любитель. Автор трёх книг про самоцветные и поделочные камни: «Удивительные минералы Южного Урала», «Яшмовый пояс Южного Урала» и «Русская Бразилия на Южном Урале». Много лет руководит кружком юных геологов в Челябинске. С 80-х годов и по сей день изучает минеральный состав и пегматитовые жилы Тайгинского карьера.
 
ДЛЯ СПРАВКИ
Минерал гелиодор назван в честь древнегреческого лучезарного Гелиоса. В переводе означает «дар Солнца». Тёплые оттенки гелиодора способны помочь человеку обрести душевное равновесие и стать мудрее. Украшение с гелиодором, принадлежащее женщине, способно увеличить число её поклонников.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить