Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Тайное стало явным

23-05-2014, 13:36 Категория: Происшествия
1 538
0

Призывник из Кыштыма погиб на срочной службе
 
Но командование части, чтобы снять с себя всю ответственность, сфабриковало приказ об увольнении солдата задним числом.
 
Слепили легенду про поезд
Старшего сына Алевтины Николаевны Биксентьевой Салавата призвали в армию 17 июня 1994 года, после окончания кыштымского профессионального лицея № 30. Служить отправили в город Каменск-Шахтинский Ростовской области. За несколько дней до его двадцатилетия матери пришла телеграмма о том, что 20 декабря 1995 года вблизи Каменска-Шахтинского Салавата сбил поезд. Когда убитая горем женщина, в одиночку поднявшая на ноги двоих сыновей, приехала за телом Салавата, ей показали приказ, подписанный командиром части. Из него следовало, что Биксентьев был уволен со службы… 18 декабря. То есть – за два дня до гибели.
– Я тогда была в таком шоковом состоянии, что меня не насторожило даже то, что его демобилизовали на полгода раньше, – рассказывает Алевтина Николаевна, староста посёлка Северная Кузнечиха. – В то время шли разговоры о том, чтобы сократить срок срочной службы, вот я и подумала, что мой сын как раз попал под эти изменения.
По факту гибели солдата-срочника уголовное дело даже не заводилось. В воинской части, где служил Салават, продолжали развивать свою легенду. Женщине объяснили, что в действиях машиниста состава преступления не установлено.
– Я долго не верила в несчастный случай, – с трудом проглатывая подкативший комок к горлу, продолжает свой рассказ мать погибшего солдата. – Сына доставили домой в цинковом гробу. Но когда мужчины совершали ритуал омовения перед погребением, на его теле они не увидели ни одного синяка. Зато на боку и на ноге были следы от пулевых ранений. Но тогда я была в таком состоянии, что мне даже в голову не пришло потребовать экспертизу и докопаться до правды.
 
Преступный приказ отменён
А в 2012 году повестку в армию получил и младший сын Алевтины Николаевны – Расул. Вот тут-то она стала всеми способами добиваться, чтобы его освободили от службы. «У меня один сын погиб, а теперь и второго отнять хотите!» – говорила Биксентьева тем, до кого пыталась достучаться всем своим материнским сердцем. Однако в военном комиссариате только разводили руками, мол, Салават погиб не на службе, поэтому сделать ничего не можем.
И тогда Биксентьева обратилась к уполномоченному по правам человека по Челябинской области Алексею Севастьянову. Он, в свою очередь, попросил разобраться в этой тёмной истории юриста, к тому же, бывшего офицера Алексея Ковалёва и Валентину Приходкину из фонда гражданских свобод «Правовая миссия».
– Первым делом мы направили запрос в военную прокуратуру с просьбой проверить обстоятельства гибели молодого человека, – сказал нашей газете Ковалёв, который в настоящее время возглавляет Челябинскую правозащитную организацию «ЮристТрейд». – В ходе проверки и вскрылся служебный подлог. Выяснилось, что парня уволили задним числом, за полгода до окончания срока службы!
По требованию Новочеркасской военной прокуратуры воинская часть № 45767, правопреемник той части, где служил Салават Биксентьев, отменила незаконный приказ бывшего командира. Однако возбудить уголовное дело по факту гибели Салавата Биксентьева не удалось – уже истекли сроки давности. Часть, в которой служил Салават, расформировали ещё в 1997 году, а командир и все, кто фабриковал тот преступный приказ, уже давно почивают на пенсии.
 
Кыштымский суд послал дальше
Вместе с Алексеем Ковалёвым и Валентиной Приходкиной Алевтина Николаевна всё-таки добилась, чтобы младшего сына не отправляли на срочную службу. Со дня на день ему выдадут на руки военный билет.
– Кроме того, мы направили иск к Военной страховой компании о взыскании страхового возмещения в связи с гибелью солдата в период прохождения им срочной службы, – поясняет Алексей Александрович Ковалёв. – Советский суд Челябинска удовлетворил иск частично, взыскав со страховщиков в пользу Биксентьевой 572 тысячи рублей. На прошлой неделе мы обратились в суд Центрального района Челябинска с исками к министерству обороны и министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда в полтора миллиона рублей и полутора миллионов рублей недополученной страховой выплаты.
Алексей Ковалёв помогает Алевтине Николаевне совершенно бескорыстно. С пониманием и состраданием к жительнице Кыштыма отнеслись и в челябинском фонде гражданских свобод. Валентина Приходкина сама обращалась и в военную прокуратуру Челябинской области, и в областной военкомат.
Что касается родного Кыштыма, то здесь у матери погибшего солдата помощников не оказалось – ни среди юристов, которые с порога называли баснословную плату за свои услуги, ни среди работников военного комиссариата. Даже в Кыштымском городском суде, куда Биксентьева изначально подала иск к министерству финансов, отказали в рассмотрении дела и велели подавать иск по месту регистрации ответчика. Хотя, по словам того же Ковалёва, подобные иски обычно подаются именно по месту проживания истца, так как, в соответствии с частью 5 статьи 26 Гражданского кодекса, истец при возмещении вреда по утере кормильца вправе обратиться по своему месту жительства. Но оспаривать решение Кыштымского суда ни Ковалёв, ни мать погибшего не стали и подали иск в Центральный районный суд города Челябинска.
…Алевтина Николаевна с трудом согласилась на просьбу редакции рассказать об этой истории. Но писать об этом надо. Хотя бы для того, чтобы другие сознавали: нельзя опускать руки перед чиновничьим произволом – касается ли это гражданских ведомств или военных. Сына не вернуть. Но пусть восторжествует хоть какая-то справедливость. Даже спустя 18 лет.
 
Для сведения
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности
и военной службе», право на освобождение от призыва на военную службу имеют сыновья и родные братья военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить