Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Духовное начало города

17-02-2015, 13:59 Категория: Культура
1 800
1

Самому первому храму в Кыштыме исполняется 250 лет
Документальные источники свидетельствуют, что освящение церкви Сошествия Святого Духа на апостолов состоялось в день преподобного Парфения – 7 февраля 1765 года (по новому стилю – 20 февраля).

 
Воскресил
молитвой

 
После десятилетий разрухи в прошлом веке сейчас храм вновь предстаёт перед нами как воскресший в своём первоначальном облике. Таким он был ещё во времена Никиты Никитовича Демидова. С 1755 года началось строительство двух кыштымских заводов, а уже через пять лет, в 1760-м, началось возведение первого в Кыштымском заводе храма Божьего. Демидов знал: без веры и молитвы русский народ в те времена не мог ни жить, ни трудиться, и умереть без исповеди и Святого причастия считалось тяжким страданием для души.
Известный краевед Борис Мещеряков на основании архивных документов пишет, что освящение храма состоялось 7(20 по новому стилю) февраля 1765 года, в день преподобного отца Парфения протопресвитером (протоиереем) Екатеринбургским Феодором Кочневым. То есть ровно 250 лет назад. Установлено, что протоиерей Феодор Кочнев в 1751-1768 годы был настоятелем Собора во имя святой великомученицы Екатерины в Екатеринбурге. А преподобный Парфений, в день памяти которого произошло юбилейное событие, известен в православии тем, что с 18 лет именем Христовым врачевал болезни, изгонял бесов и творил другие чудеса. Мелитопольский епископ Филипп посвятил его в сан священника и в 325 году поставил епископом города Лампсака в Малой Азии, где было множество языческих капищ. Святитель Парфений получил от царя Константина Великого грамоту с разрешением строить на их месте христианские храмы. Найдя на одном из капищ большой камень, святитель приказал обработать его и отвезти на строительство церкви. Но повозка опрокинулась, и глыбой убило возничего Евтихиана. Святой Парфений воскресил его своей молитвой, и все видевшие это чудо уверовали во Христа. Вот, оказывается, какой есть небесный покровитель у кыштымского храма.
 
Нагрянули
пугачёвцы

 
В 1894 году в нескольких номерах журнала «Екатеринбургские епархиальные ведомости» публиковалась летопись «К истории Пугачёвского бунта» – о разорении мятежниками церквей и священно-служительских домов. Из этого документа мы узнаём имя священника, служившего в кыштымской церкви в 1774 году – это Алексий Горных. По сведениям местного причта, на ту пору в Кыштыме имелось 1509 душ жителей обоего пола, из них 1445 – православных и 64 – раскольников.
В первый раз пугачёвцы появились в Кыштыме 3 января 1774 года, когда было уже темно. Священник Алексей Горных в рапорте Екатеринбургскому духовному правлению так описывал те события:
«Сделался превеликий людский шум и крики… На конторе стали бить в набат; по заводу гоняли и кричали: хватай, лови, – а кого, о том расслушать вскоре было неможно, и какие люди гоняют за темнотою, распознать не мог же. …Вскоре после тревоги пришли в дом мой три человека из кыштымских жителей с ружьями, взяли меня и повели в контору, где мятежников собралась большая толпа; были тут и Тюменские майора Чубарова команды казаки, и кыштымские обыватели; при мне вычитали от имени самозванца Пугачёва без всякаго свидетельства письменный указ».
Священник указывает, что кыштымцы «сдались бунтовщикам… и находились в злодействе с 3-го Января по 15-е Марта, до приезда подполковника Лазарева, который …вторично всех жителей обязал присягою, чтоб в верности служить всемилостивейшей государыне Екатерине Алексеевне». После отъезда Лазарева в Каслинский завод «башкирцы в числе 50 человек начали грабить имение обывателей и отгонять их скот; потом подъехали к церкви, у трапезы разбили двери, изрубили сундуки и взяли 450 рублей ассигнациями».
Как значится в рапорте священника, на другой день, 22 марта 1774 года, на рассвете, башкирцы опять приехали в Кыштым:
«… Обступили церковь и стали разбивать двери и окна; ворвавшись в церковь, трапезника закололи до смерти. В то самое время, как башкирцы чинили грабёж в церкви, из Каслей пришла лёгкая команда и вступила с ними в бой… Сражение было великое и убито, и ранено с обеих сторон не малое число… Из обеих церквей – нижней и верхней – унесено даже до одной вещи, кроме святых образов и то, которые на деревянных досках писаны, а медные и серебряные — все увезены; престолы и жертвенники обобраны же; исповедныя росписи всех годов, также и все метрики башкирцы изодрали на мелкия части. Вблизи церкви шесть жилых дворов (церковь находилась на острову, в отдалённости от заводскаго селения) злодеями были сожжены, а хозяева ещё до нападения выбрались в завод».
 

 
Освятили
вторично

 
Священник приводит подробный перечень украденных предметов, из которого следует, что «богослужебной утварью церковь была достаточна». Кроме того, был ограблен и дом священника.
Как смогли наши предки в полторы тысячи душ (а в 1760-1765 годах и того меньше) за пять лет построить такой двухапартаментный храм, а после разорения меньше чем за год – восстановить его, в сознании не укладывается! Без Божьей помощи здесь явно не обошлось. Историк Борис Мещеряков пишет, что 1(14) февраля 1775 года Духосошествиевская церковь Кыштымского завода была вторично освящена. Случилось это накануне непереходящего двунадесятого праздника Православной церкви – называемого Сретение Господне, который символизирует встречу человека с Богом.
 
И будет звон
новых колоколов

 
Уже в XX веке в истории первого в городе храма было важное событие, связанное со священником Константином Алексеевым. Он служил здесь в 1910 году. В 1918 году в селе Троицком Камышловского района был расстрелян красноармейцами. С 2002 года решением священного Синода прославлен в Соборе новомучеников и исповедников российских. Сейчас с помощью горожан мы по крупицам собираем сведения о его кыштымском служении.
В советский период храм был разграблен вторично. Здесь располагались различные организации, которые не заботились о сохранности здания. Новой вехой в его истории стал 2000 год, когда был зарегистрирован приход храма и началось его восстановление. Прихожане с благодарностью вспоминают первого настоятеля возрождённого храма отца Николая Гашкова (умер 3 сентября 2008 года), который прослужил в сане священника 50 лет.
Сегодня в храме продолжаются реставрационные работы. В прошлом году строители приводили в порядок верхний храм, названный во имя Сошествия Святого духа на апостолов. На очереди – фасад, который наполовину всё ещё укрыт строительными лесами. У историка Бориса Мещерякова есть информация о колокольном убранстве старейшего кыштымского храма. До середины 30-х годов прошлого века церковь имела восемь колоколов общим весом 215 пудов 1 фунт, то есть больше 3,5 тонны. Демидовских колоколов уже не вернёшь, но церковный приход и настоятель храма отец Константин точно знают, что рано или поздно колокольня храма, как и 250 лет назад, разнесёт по округе звон новых колоколов. Как символ полного возрождения храма.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • Роман

  • 18 февраля 2015 04:14
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
Ни чего не понимаю, то старикам везде мерещатся маньяки, проститутки, насильники и наркоманы, а тут сами отдают такие лихие деньги. Не плохо живут в Кыштыме пенсионеры!!!