Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Артистами становятся

16-01-2015, 15:02 Категория: Культура
1 422
0

Режиссёр Светлана Силантьева уверена: театр учит нравственности
Оказавшись в средней школе № 1, я как раз попал на прогон спектакля с мудрёным названием «Операция «Я»,
а не «Ты», или Созвездие Капеллы».

 

 
Представляли
всю область

 
– Так, мухоморы на месте, Баба-Яга тут, разбойники, лешие в образе пингвинов здесь, – перечисляет вслух персонажей режиссёр театра «Зеркало» Светлана Силантьева. – Только Снегурочка простыла, но к завтрашнему выступлению обещала выздороветь. Начинаем!
Семиклассники, пока ещё не в сценических, а в цивильных костюмах, быстро вживаются в образы своих героев. Скачут козликами по сцене вокруг тонкоствольных берёзок. Шумно галдя, перебивая друг друга, на лету, из первых реплик, лёгких пикировок придумывают название разворачивающемуся действию. По ходу рождается эта самая «Операция «Я»...».
Режиссёр, как водится, сидит в зале и ненавязчиво подсказывает актёрам, как строить мизан­сцену, обращает особое внимание на дикцию. Не ускользает от её внимания и отвлекающий хохот за кулисами. В этих случаях Светлана Владимировна может и прикрикнуть: «Чей это там голос!?». Обид никаких: все вместе – артисты и наставник – творят сегодня вживую общее дело, которое уже завтра оценят самые пристрастные зрители – воспитанники детских садов Кыштыма.
Это сегодня театралы из первой школы известны не только в нашем городе, но и далеко за пределами области. Прежде за порог школы они не выглядывали. То ли Силантьева сомневалась в творческом потенциале труппы, то ли не решалась подвергнуть своих актёров жёстким оценкам критиков. Но однажды ей предложили поучаствовать в городском театральном конкурсе. Рискнула – и сразу удача: неизвестное ранее «Зеркало» заняло первое место! А дальше успех за успехом накатывались лавиной. Да так, что в 2008 году школьным артистам из Кыштыма единственным было доверено представлять Челябинскую область на театральном фестивале в Новосибирске со спектак­лем «Женитьба» по Гоголю.
 
И нечего
пенять на судьбу

 
Но всё это было потом. А в далёком 1982-м вся карабашская родня Светланы удивлялась: с чего это вдруг девчонка из шахтёрской семьи подалась не в технари, как было принято в роду, а поступила в училище культуры? Удивлялись, но не перечили: раз решила, значит, чувствует в себе такую потребность.
Откуда в ней появилась эта тяга, Светлана Владимировна и по сей день ответить не может. Да и как объяснишь стремление души и сердца открыть для себя таинственный и не всегда постижимый мир театра, наполненный страстями, вечными нравственными поисками, попытками силами искусства и талантом исполнителей обогатить наш духовный мир.
И первая попытка самой Силантьевой удалась. Её она реализовала в дипломном спектакле «Печка на колесе». Сама поставила и сама же сыграла главную роль матери пятерых детей, телятницы Фроси.
– Тема та же, что и в известном фильме «Три тополя на Плющихе», – объясняет Светлана Владимировна. – Человеку, в данном случае женщине из деревни, представляется возможность вырваться из замкнутого круга «дом-работа-семья-муж-дом». Она понимает: впереди – сплошная беспросветность, и нет намёка на иной исход. Но привычка, страх шагнуть за порог, невозможность переломить себя возвращают её на прежнее место. Спектакль и фильм предлагают, показывают: у каждого есть выбор. И никто, кроме тебя самого, не способен его сделать. Не решился, не рискнул – тогда нечего пенять на судьбу.
 
Спектакль прошёл
без главного героя

 
Дети Светланы Владимировны Нина и Вячеслав пошли по её стопам. Но сначала оба про­шли через мамину театральную школу. А потом Нина поступила в Челябинский колледж культуры и, надо же такому случиться, попала на курс педагога Надежды Павловны Бокаревой, у которой в своё время училась Силантьева-старшая! Затем закончила Челябинскую академию культуры. Сейчас она работает заместителем директора областного центра развития творчества детей и юношества, да ещё помогает маме – ведёт в «Зеркале» актёрское мастерство. Вячеслав – студент Санкт-Петербургского университета культуры и искусства по специальности «актёр драматического театра и кино».
Но не стоит думать, что Светлана Владимировна «натаскивает» своих артистов – маленьких и повзрослее – на актёрские профессии. Хотя своими учениками, пусть и выбравшими другую стезю, гордится. И не скрывает, что такие её выпускники, как Екатерина Чуйкина, Александр Зубаиров, Ольга Дятлова, Максим Дедюлин, Александр Максименков, Дарья Чеботина, Евгения Шалгина, Дмитрий Душко, Дмитрий Латыпов и другие вполне уверенно могли бы себя чувствовать на профессиональной сцене.
– Для меня главное, – подчёркивает Силантьева, – выращивать из детей не актёров, а разносторонних людей, которые могут представлять своё «я», выражать свои мысли, то есть способны реализоваться как личности. Театр учит нравственности, воспитывает уважительное отношение к окружающим, сочувствие, доброжелательность, ответственность и обязательность.
С последними двумя качествами, точнее, с их отсутствием, Светлана Владимировна столкнулась дважды. Первый раз это едва не привело к катастрофе.
– Мы готовили спектакль. Репетиции шли нормально, никто не отлынивал. В том числе и один паренёк, назовём его Пашей. Исправно ходил на все занятия, текст знал. Словом, претензий никаких. Была уверена: не ошиблась, дав ему одну из ведущих ролей. Хорошо ещё, что не главную... И вот настал час премьеры. Зал полон, декорации расставлены, артисты на сцене. Все, кроме Паши! Ждём пять минут, десять, два­дцать. Нет Павлуши! Ребята сбегали к нему домой: мало ли что стряслось. Ничего не стряслось: дверь не открывает, а изнутри голос подаёт: мол, передумал выступать, не хочу и не буду! Не скрою, была в панике. Хоть выходи и объявляй: «Простите, дорогие зрители, но по техническим причинам зрелище отменяется!» Вот только ребятки мои золотые меня поддержали: «Мы, сказали, пашины реплики между собой разбросаем. Открывайте занавес!» Спектакль прошёл на ура! А я для себя поняла, что в нашем деле могут быть и случайные люди.
 
Сигналы
профессионалу

 
Казалось, этот крайне неприятный казус должен был привнести в режиссёрскую натуру такую черту, как опаска, переходящая в мнительность с подозрительностью. Но не такова Силантьева. В своих подопечных она, прежде всего, ищет и находит не тёмные, а светлые стороны. Так было с другим пареньком – Димой.
– Веду я театральный урок, смотрю на него и понимаю: «Ну, должен он у меня заниматься!» Словами это ощущение трудно передать. Но манеры, жесты, голос, непринуждённый поворот головы посылают профессионалу сигналы: «Это – твой!» Ставим спектакль «Город мастеров», и я приглашаю Диму на бессловесную роль стражника. Он соглашается и приходит на репетицию с опозданием. Вторая репетиция – то же самое. И каждый раз ждём. И каждый раз с его стороны оправдания и отговорки. А потом вижу, что ему начинают нравиться сам актёрский процесс, ребята, роли. Из массовки переходит в разряд ведущих, потом получает главную роль Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо». Сегодня Дмитрий Куклев, окончив актёрский факультет, работает в Тюменском драматическом театре.
А что же сама режиссёр Силантьева? А сама она как пришла двадцать с лишним лет назад в первую школу, так и отражается до сих пор в своём «Зеркале». Интересуюсь, не тесно ли ей в рамках школьного театра.
– Не-е-т, – раздумчиво отвечает она, – мне здесь очень комфортно. Ведь я не расстаюсь с ребятами. Они, закончив школу, возвращаются ко мне. У нас огромный разновозрастный коллектив. В какой ещё школе такое есть! Так что я живу в привычном круге, который мне не тесен, а, напротив, только расширяется, наполняя радостью творческого и человеческого общения.
 
Наталья Григорьевна КАРИМОВА, директор школы № 1:
Светлана Владимировна – удивительный человек.
Её воспитанники уходят из школы, но не уходят от неё. Уже будучи взрослыми они продолжают репетировать, выступать, помогают воспитывать новые поколения маленьких актёров.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить