Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Куда несутся цены

28-01-2015, 02:30 Категория: Экономика и бизнес
1 418
2

Всегда ли экономически оправдан рост стоимости товаров и продуктов?
Разбег ценников в разных магазинах достигает порой не одного десятка рублей. Кто и как определяет ценовую политику? На эту тему мы беседуем с заместителем главы округа по экономике Алексеем Заикиным.

 

Ажиотажный спрос создают покупатели
 
– Алексей Александрович, складывается впечатление, что, как таковой, ценовой политики не существует. Каждый владелец торгового заведения может «нарисовать» на ярлычках к товару ту цифру, какая ему вздумается. Сам видел, как в одном магазине цена банки зелёного горошка «бондюэль» взлетела до 89 рублей. Продержалась пару дней, а затем опустилась до прежней – 59 рублей. В то же время, в другом магазине с неделю висел ценник с 45 рублями. И так по многим товарам продовольственной группы. Но это же в чистом виде спекуляция торговцев.
– Сказать однозначно, что это спекуляция, нельзя. Хотя бы потому, что нет какого-то единого государственного поставщика того же «бондюэля». И этот продукт не относится к жизненно важным товарам, о чём мы с вами ещё поговорим.
– Разброс цен – это одно. Но население возмущает сам их рост. С чего вдруг подорожала гречка, когда в прошлом году в нашей стране получен рекордный урожай? Отчего чуть ли не в два раза – до 66 рублей за килограмм – взлетела стоимость сахара? Вроде, не сезон для фруктово-ягодных заготовок.
– А покупатели во многом сами создают этот «психоз». Прошёл слух о подорожании – и началась скупка той же гречки чуть ли не целыми коробками. И, как следствие, – виток цен. Продавец благодаря такому ажиотажному спросу начинает элементарно наживаться, набрасывая на товар дополнительную наценку.
– Видимо, это историческая память, следствие эпохи дефицита советских времён, когда сметали с прилавков всё, что выбрасывалось.
– Вполне возможно... Что касается сахара, то здесь ситуация иная. Наш отечественный производитель – Краснодар – обеспечивает страну этой продукцией на 60-70 процентов. Недостающие объёмы закупаем за рубежом в виде сахарного тростника. Но, как вы знаете, были введены западные санкции. Мы ответили повышенными таможенными пошлинами. Сахар подорожал, чему способствовал также рост курса доллара. Если предприниматель приобретал сахар, условно говоря, по два доллара за килограмм, то теперь он покупает его по цене в два раза дороже. Это, соответственно, затрагивает кондитерскую отрасль. Самый близкий пример – кыштымское предприятие «Русские пряники». Оно было вынуждено поднять стоимость своих изделий.
 
Политику диктует сетевая торговля
 
– Примем всё это за объективные причины. Но, согласитесь, нельзя исключать и ценовой сговор, когда предприниматели без всяких санкций и пошлин, на пустом месте, наживы ради взвинчивают цены.
– Соглашусь, такая практика тоже имеется. С одной оговоркой: на местном уровне сговор практически исключён. А вот на региональном – вполне реален. Приезжаю я, допустим, на оптовую областную базу и вижу тот же горошек по 80 рублей за банку. Но никто мне не говорит, что «оптовка» закупила его у производителя за 40 рублей. Налицо – сговор оптовых потребителей и, как следствие, в магазинах Кыштыма появляется «бондюэль» за 89 рублей. Но ненадолго. Мы на местах в регулярном режиме мониторим цены. Сообщаем данные в область, а там сигнал идёт в федеральную антимонопольную службу. Антимонопольщики собирают оптовиков и предъявляют им расклад: вот ваш закуп, а вот ваш переход за грань предельной наценки. Приводите в норму! У следующей партии оказывается уже куда более приемлемая цена – 59 рублей.
– А как объяснить цену в 45 рублей?
– Это в сетевом магазине?
– Там.
– В сетевых магазинах существует система акций, предусматривающая временные скидки. Но не обольщайтесь. Себе в убыток продавец работать не будет. Потери на горошке он возместит наценками на другие товары. Но не на жизненно важные продукты питания.
– Речь идёт о социально-значимых видах продуктов?
– Конечно. И вот на эту категорию продуктов наценок, как правило, нет. За этим следит правительство, в нашем случае, – Челябинской области. На его заседания вызывают основных продавцов, которые «делают» рынок. Говорят: «Ребята, на молоко цена поднялась запредельно. Людям со своей зарплатой эту цену не осилить. Придумайте что-нибудь!» И они придумывают: продают молоко с приближением к его себестоимости, порой не без помощи субсидий для сельхозпроизводителя. Но опять-таки отыгрываются на других товарах. А при огромных объёмах федеральных торговых сетей лишние рубль-два, приплюсованные к пиву, сигаретам или чему-то подобному, во многом покрывают убытки от относительно дешёвой пачки молока. Так что можно со всей определённостью сказать, что политику цен диктует именно сетевая торговля...
 
Хлеб
хлебу рознь

 
– Я правильно вас понял: регулировать цены на уровне государства невозможно?
– Ну, почему же. Существует постановление правительства Российской Федерации, которое даёт право министерствам, ведомствам субъектов Федерации затормозить рост цен на какой-то социально значимый вид продукции, если эта цена увеличилась однократно более чем на 30 процентов. В этом случае изначальная цена замораживается на срок до трёх месяцев.
– Так это же хорошо!
– И одновременно плохо. Низкая цена подталкивает людей опять-таки к повальной скупке продукта. Вновь создаётся искусственный ажиотаж, за которым следует всё тот же рост цен.
– И всё-таки, цены – не только следствие ажиотажа. Есть ли хоть какая-то возможность их регулирования?
– Наше управление стратегического развития и привлечения инвестиций регулярно проводит мониторинг цен на потребительский набор продуктов из 29 наименований. В него входят говядина, куры, колбаса полукопчёная и варёная, мороженая рыба, масло сливочное и подсолнечное, молоко, яйца, сыры, мука, сахар, творог, фрукты, овощи, хлеб и так далее.
– То есть, если покупатель заметит запредельную, по его мнению, цену на товары первой необходимости, он вправе обратиться к вам?
– Разумеется. Но при этом он должен знать, о чём идёт речь. Звонит мне однажды женщина. Говорит: «Подорожал хлеб!» Начинаю уточнять, какой именно. Выясняется, что это батон, причём нарезанный, да ещё с добавками. Короче, это хлеб, который не входит в жизненно важный перечень продуктов. А значит, и цена на него, по большому счёту, не регулируется, ведь человек может без него обойтись.
 
И власть
употребляют

 
– И всё-таки, насколько эффективен мониторинг цен на местах? Ну, зафиксировали ценники, ну, перенаправили в область, а дальше-то что?
– Информация поступает в министерство экономического развития и Единый тарифный орган. Мы подавали сводную ведомость и в министерство сельского хозяйства о стоимости муки и зерна для предотвращения на рынке монопольного сговора.
– И какова бывает реакция?
– Если на зарубежных производителей мы влиять не можем, то на местных – вполне. Это куриные фабрики: «Равис», «Чебаркульская птица», «Здоровая ферма». Мучные – «Макфа», «Союзпищепром». Допустим, подорожала мука. В чём причина? Вырос курс доллара...
– Причём здесь доллар, если мука отечественная?
– Совершенно верно. Но отечественную муку мелят на элеваторах, где всё технологическое оборудование зарубежное. Его надо обслуживать, периодически менять детали, которые приходится закупать за границей за доллары и евро. И производителю выгоднее не молоть зерно, а продавать его за рубеж. Как только эта информация стала достоянием областного министерства экономического развития, оно её перенаправило в правительство РФ. Сразу же были введены экспортные пошлины на зерно.
– И каков результат?
– Перед новым годом проходило совещание у главы округа с предпринимателями. Встаёт представитель кулинарии «Уральское застолье»: «На прошлой неделе я приехала в «Союзпищепром». Там говорят: «Муки нет! Заявки не принимаются». Как только приняли экспортные пошлины, уже мне звонят: «Приезжайте! Берите в долг, берите, как хотите: цену снизили!» Из этого можно сделать вывод: государству по силам влиять на стихию рынка.
– У государства такие рычаги имеются, а на местах что делать?
– На местах надо внимательнее отслеживать ситуацию. И здесь я не могу не сказать о роли наших добровольцев – народных контролёров, активистов совета ветеранов Кыштымского городского округа. Порой достаточно их обращения к директорам магазинов, чтобы чересчур «ценный» ценник стал немного скромнее.
 
Леонид Павлович КУЗНЕЦОВ, пенсионер:
При моей пенсии в 12300 рублей с такими ценами – не разбежишься. Я считаю, что многие цены берутся
с потолка. Иначе, почему в рост пошли не только заграничные, но и отечественные товары? Это что – и есть наш ответ на западные санкции? Поднялись цены не только на продукты, но и на лекарства. Упаковка «Андипала» скакнула с 30 до 52 рублей. Это какими санкциями объяснить?
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • Покупатель

  • 30 января 2015 10:52
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
Фигище
Похоже,скоро Холодильник победит Телевизор. Или Телевизор у нас непобедим?...
Не переживайте. Телевизор победим, но для этого Холодильник должен заключить пакт о ненападении с Элеватором.
КР
Короче, это хлеб, который не входит в жизненно важный перечень продуктов. А значит, и цена на него, по большому счёту, не регулируется, ведь человек может без него обойтись.
Короче, если в магазин привезти 10 булок дешевого хлеба и 300 нарезных батонов с добавками, то вся эти рассуждения можно не читать.
КР
Как только приняли экспортные пошлины, уже мне звонят: «Приезжайте! Берите в долг, берите, как хотите: цену снизили!»
если мне не изменяет память, то закон о экспортных пошлинах вступит в силу только с 1 февраля.
КР
– Сказать однозначно, что это спекуляция, нельзя
Чиновники и в обычное время однозначно ничего не говорят, а в кризис у вас вообще пик неоднозначности.
КР
В этом случае изначальная цена замораживается на срок до трёх месяцев. – Так это же хорошо! – И одновременно плохо. Низкая цена подталкивает людей опять-таки к повальной скупке продукта.
заморозили цену, например, на куриц, и народ ломанулся их скупать. Скупают и скупают, скупают и скупают. И так 91 день без перерыва. Лучше бы сказал, что сказать однозначно нельзя.
 
Цитата
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 12.08.2012
  • Статус: Пользователь offline
  • 51 комментарий
  • 0 публикаций
Похоже,скоро Холодильник победит Телевизор. Или Телевизор у нас непобедим?...