Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Нашёл свой голос

3-01-2014, 12:15 Категория: Общество
1 057
0

У Павла Калачёва есть заветная мечта – создать в Кыштыме театр
 
Павел Калачёв – коренной кыштымец. Более того – почётный гражданин нашего города. И он обязательно вернётся сюда.
 
Про смысл жизни
Было мне лет 14-15. Жили мы с родителями в доме по Комсомольскому переулку, 8. Однажды мне поручили растопить печь. Занёс охапку дров, отщипываю бересту, а сам прислушиваюсь к передаче по проводному радио. Идёт рассказ о человеке, который с 20 лет закрылся в лаборатории и что-то там изобретал. И только выйдя на пенсию, он, наконец, сделал своё открытие. При этом был невероятно счастлив. Меня этот рассказ ошеломил. Как, думаю, можно проторчать всю жизнь в тесной комнатушке с колбами и ретортами, когда вокруг столько другого – весёлого и интересного – и при этом быть счастливым?
И вот теперь я сам уже оформляю творческую пенсию, которая наступает после 25 лет работы на сцене. И подвожу некоторые итоги. А итог один – я нашёл себя, нашёл СВОЙ голос. Пусть не в 20 лет, а в нынешние 55. Для меня своеобразной лабораторией стал театр, где я проводил на себе опыты. И пришёл к выводу: не только результат, но и сам процесс доставляет удовольствие.
 
Про крепость духа
Среди семи грехов уныние стоит на четвёртом месте, то есть в серединке. Многие люди в любой профессии изначально стремятся к совершенству. Но когда на протяжении ряда лет нет подвижек, те же многие машут на себя рукой и предаются унынию. Мол, вон уже старость на горизонте, а я не состоялся, и значит, так тому и быть. Не скрою, подобные мысли приходили порой и ко мне, но я каждый раз вспоминал того человека из лаборатории и говорил себе: время твоё не наступило, не опускай рук, продолжай. И я продолжаю. Каждое утро делаю зарядку: пятьдесят приседаний, столько же отжиманий от пола, бег на месте. И непременно – дыхательная гимнастика, настройка голоса... Год назад пришло то, к чему я шёл черед методику дыхательных гимнастик – изучение своего голоса. Нашёл то звучание, что было и есть у Паваротти, Хворостовского. Это значит, что я теперь могу выйти на сцену в любой момент дня или ночи и запеть. Прежде этого не получалось без обязательной распевки. Что-то не пускало, держало. Теперь же шлагбаум поднялся, шлюз открылся и – пошло!
Словом, кую крепость духа и тела. Тем и счастлив. Поэтому преодоление лени, неуверенности, состояния безнадёги, того же уныния должно быть в арсенале каждого человека.
 
Про культуру
Кто бы ни предрекал, что телевидение, интернет вытеснят живое общение зрителя с исполнителями, этого не происходит. Сужу по своему теат­ру. Ставятся новые спектакли, восстанавливаются старые постановки. В зале всегда аншлаг. Более того, театр находит возможность выезжать в провинцию. Доказательство – недавние гастроли симфонического оркестра со «Снежной фантазией» по городам области, которые начались с Кыштыма. И везде - полные залы. Значит, потребность людей в высоком искусстве не иссякает. Это обстоятельство повышает ответственность артистов, что побуждает лично меня всегда поддерживать форму. Вот почему я в своём уже солидном возрасте продолжаю исполнять партию Онегина. Но это не значит, что я перекрываю дорогу молодым. Напротив, у меня есть талантливые ученики, которым передаю весь свой опыт и знания.
 
Про поиски себя
Можно состояться в своей профессии и остаться ограниченным человеком. Слава Богу, со мной этого не произошло. За что я благодарен институту культуры: там к нам, студентам, предъявляли жёсткие требования. Нас обязывали читать русскую, советскую, зарубежную литературу. Я прочитал всего Пушкина, включая переписку. Перечитал всего Тургенева. И по сей день он остаётся моим любимейшим писателем. А знаете, что послужило толчком? Однажды педагог по литературе предложил нам записать цитаты из кумранских рукописей – свитков Мёртвого моря, датированных двумя с лишним тысячелетиями назад. Там сказано: «Кто ищет, тот обрящет. Кто обрящет, тот будет изумлён. Кто будет изумлён, тот умолится. Кто умолится, тот прозрит. Кто прозрит, тот станет светом для окружающих». Эта фраза меня ошеломила, и с тех пор она всегда со мной. Я осознал: прозрение и свет приходит тогда, когда ты сам впитал этот свет, исходящий из познания богатства, заключённого в многовековой литературе. Я понял: чтобы состояться в своей профессии, надо выйти за границы этой профессии. Книги – это та же зарядка, но не для тела, а для ума и души. Жаль, что молодые сегодня променяли шелест мудрых книжных страниц на компьютерную «мышку».

Про искренность
Образование в широком понимании этого слова помогает быть правдивым, честным на сцене. По окончании спектакля подходят преподаватели институтов, критики. Спрашивают: «Как тебе удаётся быть таким искренним?» Говорю: «Я обязан так делать, не могу иначе. Если я пою о любви, то в этот момент влюблён в свою партнёршу, не понарошку, а по-настоящему демонстрирую свои глубокие чувства и нежность». А мои собеседники не унимаются: «Но ответа-то вы не получаете!» Я удивляюсь: «Это разве считывается?» Они хором: «Да, и мы вам сочувствуем!» Что мне было сказать? Пожалуй, ничего. Не заставлять же партнёршу прочитать-перечитать «Асю» Тургенева или вспомнить пушкинское: «Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад». Наверное, дело не в этом. Просто одного-двух совместных выступлений недостаточно. Получится чаще выходить вдвоём на сцену – может, и проявятся ответные чувства. Тогда партия приобретёт совершенно иную интонацию. Однажды так и вышло. После нескольких выходов те же наблюдатели отметили: «Наша-то девочка выросла!» А «девочка» потом подходит ко мне со словами: «Спасибо, Павел Васильевич!» Значит, заразное это чувство – искренность, если оно передаётся от партнёра к партнёру.
 
Про справедливость
Театр – это живой организм, где каждого, будь он вокалистом, хористом, оркестрантом, балетным или рабочим сцены, касается любое происходящее в нём событие. Все помнят забастовку музыкантов в нашем театре по поводу низкой зарплаты. Зритель тогда вынужден был слушать «Князя Игоря» под фортепиано! В коллективе началось брожение. Ко мне подходили с предложениями принять ту или иную сторону. Но я никогда в этой жизни не был стукачом или предателем. Этому меня научила служба в армии. Главная наука – не давать в обиду слабого, не предавать товарища. Там же, в армейской службе, проявилось обострённое чувство справедливости, наряду с, как это странно ни прозвучит, умением подчиняться. Приведу пример. На улице был мороз под 20 градусов. Идём строем. Ротный, зная, что я закончил три курса консерватории, что голос – мой инструмент, который надо беречь, командует: «Калачёв, запевай!» Пытаюсь возразить: «Так мороз же, товарищ капитан!» «Запевай, мать твою!» Пою. Один круг, второй. Мороз крепчает. Ротный: «А теперь на чистовую!» Хриплю: «Голоса нет!» Опять посыл по известному адресу. И я таки спел хриплым голосом: «Солдат молоденький в пилотке новенькой...».
 
Про семью
Моя семья – продолжение моей работы. Дети пошли по пути родителей. Они – наша радость. Лизочка окончила Уральскую консерваторию, сейчас – в Москве. Стала участником крупного международного конкурса. Прошла отбор (среди кандидатов со всей России!) на мюзикл «Призрак оперы», созданный по мотивам одноимённого романа французского писателя Гастона Леру. Сын Иларион отслужил в десанте, учится на четвёртом курсе нашей академии культуры на вокальном факультете, уже проявил себя как эстрадный певец. Испытываю чувство гордости и... даже некоторой творческой ревности. Понимаю, что он вскоре может обойти отца. Кстати, они с Лизой подали заявку на участие в шоу Первого канала «Голос». Отдельно хочу сказать о Настеньке. Она уже неделю гостит у нас с внуком (Настя с семьёй живёт в Кыштыме). Мише – год и десять месяцев. Настя занимается с ним 24 часа в сутки. Читает ему книги, лепит, показывает мультфильмы. Удивительный мальчик! Я делаю зарядку, он тоже начинает приседать и пытается отжиматься. Распеваюсь, он поддерживает: «Ля-ля-ля!» Бывает на моих спектаклях, узнаёт в гриме деда, фотографируется со мной.
 
Про свой дом
Понимаю, что со временем придётся расстаться с оперным, хотя не знаешь, когда пробьёт твой час. Но театр в любом случае останется. Не только в памяти, в душе, но и в реальности. А конкретно – в Кыштыме. Очень жаль, что кинотеатр «40 лет Октября» стоит полуразрушенным. Ещё много лет назад мой друг –архитектор Константин Герасимов говорил: «Смотри, Паша, а ведь это твоё будущее: «Октябрь» самым лучшим образом подходит под маленький театр!» Но вот не свершилось. Только это не значит, что мечта умерла. Я десять лет строю в Кыштыме дом. И самую большую комнату размером шесть на девять метров отведу под концертный зал, привезу туда рояль. С помощью приезжей бригады уже перестелил криво уложенные полы, поднял потолок, вынес рамы, убрал лишнюю перегородку. Недалёк тот день, когда я с моей поющей семьёй выйду на домашнюю сцену. Думаю, и друзья-коллеги не откажутся дать концерт для моих земляков-кыштымцев, которых я бесконечно люблю.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить