Логин

Пароль (Забыли?)

 Чужой компьютер
Или используйте:

Развернуть меню

Бывшая разведчица всю жизнь хранила тайну

21-05-2012, 13:02 Категория: Общество
919
1

Особый случай: Обыкновенная ученическая тетрадка стала ключом к разгадке человека необычной биографии
 
А началось всё с того, что на выходе из магазина «Дикси», что в районе Нижнего Кыштыма, меня остановил знакомый охранник. Михаил Пелевин сообщил, что у него имеется интересная тетрадка, возраст которой – за семьдесят лет.
 
Под сводом строгих правил
Нашли эту тетрадку, когда разбирали сени родительского дома по улице Рабочей, что в Аргаяше. Мама Миши, Елена Васильевна Пелевина, отдала её сыну для передачи в музей. Но с музеем пришлось повременить. Находка, слегка погрызенная мышами, оказалась интересна не только своим содержанием, но и оформ­лением обложки. С её внутренней стороны ничего особенного – метрическая система мер и таблица умножения.
А вот внешняя снабжена довольно строгим сводом правил. Рядом со стоимостью тетрадки в 10 коп. грозное предупреждение: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону». Дальше идёт перечень рекомендаций, не потерявших свою актуальность и в наше время: «Когда пишешь, не опирайся грудью на стол, не наклоняй низко голову, держи правую руку на столе». (А как быть левшам!?) «Никогда не сиди в комнате в верхней одежде и шапке». (Видать, не бывало тогда случающегося сегодня дубаря в классах!) Ну, и вершина назидательных напоминаний: «Не плюй никогда на пол – это вредно и грязно».
 
В колхоз на праздник
А теперь пора назвать владельца тетрадки, обладателя красивого, ровного почерка. Это 14-летняя ученица шестого класса Настя Маркина. На первой странице – её сочинение: «Как я провела каникулы». Строчкой выше – дата: «Января 16-го дня 36 года». Судя по описанию, дети той поры мало чем отличались от сегодняшних сверстников: «Как только отпустили нас на зимние каникулы, с первого же дня своих каникул я была в школе. Там мы играли в различные игры, после чего читали книгу Островского «Как закалялась сталь». После чтения завтракали и уходили домой. Дома я себя чувствовала совершенно свободно. С утра один час каталась на катке. В свободное время читала художественную литературу и каталась на лыжах. Вечером я ходила в кино, которое было для учеников. Первого января наступил новый тридцать шестой год, который мы встретили очень весело. Восьмого января, когда было полное лунное затмение, которое было по всему Советскому Союзу, мы с интересом наблюдали с начала и до конца. В дни каникул мы с комсомольцами ездили в колхоз «Калинин» и выступали там перед религиозным праздником».
Девочка Настя не поясняет, о каком именно празднике идёт речь и с чем они выступали. Но, скорее всего, это было Рождество. Хотя из истории мы знаем, что это был период разгула государственного атеизма!
Вот, собственно, и всё. Остаётся лишь добавить, что уже во взрослой жизни Анастасия Михайловна Маркина-Тамилина работала учителем английского и немецкого. Двадцать лет назад она продала дом Пелевиным и уехала в Челябинск. Больше о ней ничего неизвестно. Так что тетрадку действительно впору было сдавать в музей.
 
Направили в военный институт
Но на всякий случай я позвонил в Аргаяш редактору газеты «Восход» Римме Хибатуллиной: есть ли возможность ещё парой предложений дополнить биографию Тамиловой?
Спустя три часа Римма перезвонила... Вот тогда я и понял: с музеем можно не торопиться. Опытный журналист Хибатуллина разыскала дочь Анастасии Тамиловой. И уже у неё узнала такие подробности, которые в пару предложений никак не уложить.
Непростой оказалась та девочка из 36-го года, ставшая позже школьной учительницей. Анастасия окончила не какой-то рядовой факультет иностранных языков, а закрытый институт КГБ в Ленинграде. И поначалу работала не в школе, а на... конспиративных квартирах!
В Аргаяше мы зашли в цветочный магазин по улице 8 Марта. Здание что снаружи, что внутри поражает красотой и изяществом. Не напрасно заезжие дизайнеры назвали его лучшей торговой точкой райцентра. А вот и хозяйка, она же владелица цветочного салона, Нина Николаевна Тамилова. Обслужив покупателя, переворачивает дверную табличку с надписью «закрыто» в сторону улицы. Теперь можно и поговорить.
–Моя мама родилась в 1921 году, – рассказывает дочь Анастасии Михайловны Тамиловой. – Семья была многодетная, детство трудное, голодное. Но Настя Маркина оказалась упорной и настойчивой. Хорошо училась, до войны закончила аргаяшское педучилище, работала по комсомольской линии. Её заметили, направили учиться в военный институт иностранных языков. В его стенах не разрешали говорить по-русски. Только на немецком. Готовили контрразведчиков и переводчиков. Во время войны служила при штабе в прифронтовой полосе в качестве переводчика. После войны несколько лет находилась в составе группы совет­ских войск в Австрии. Там и замуж вышла за моего отца, Николая Никитича Тамилова.
 
Разоблачила агента
Но до замужества случилось нечто, отчего Анастасия Михайловна переживала до конца своих дней.
– Она мне рассказала об этом, когда у меня самой уже было трое детей, – продолжает Нина Николаевна, – представляете, сколько лет человек это в душе носил! Раньше я думала, что такое только в кино показывают... Моя мама была женщиной очень интересной. Вот её и использовали в качестве приманки или, если хотите, наживки, чтобы заполучить информацию через сексуальную связь.
Если вкратце, то ей следовало разоблачить английского агента. Был ли это настоящий англичанин, внедрённый в советские военные органы, или «крот», работавший на Интеллидженс сервис (сеть разведывательных и контрразведывательных служб Великобритании), неизвестно. Но разоблачить лазутчика надо было во что бы то ни стало. За это нелёгкое дело и взялась офицер контрразведки Анастасия Маркина. За три месяца общения со шпионом она выяснила не только детали его действительно подрывной деятельности. Молодые люди, стоящие по разные стороны баррикад, полюбили друг друга. Однако долг превыше всего. Контрразведчица доложила о выполненной работе. Агента взяли, и больше его Маркина не видела. Вскоре поняла, что ждёт от него ребёнка, но рожать ей не разрешили.
– Скорее всего, того агента расстреляли, – предполагает Нина Николаевна, – долгие десятилетия она всё это переживала и молчала.
Молчала Анастасия Михайловна ещё и потому, что дала в своё время расписку – не распространяться о том, что творилось в недрах контрразведки, частью которой была она сама. И только в преклонном возрасте приоткрыла дочери горькую для неё тайну. И дочь продолжала бы молчать, кабы не та тетрадка, случайно обнаруженная новыми жильцами родительского дома.
Сама же Нина Николаевна – человек неординарный. Через 25 лет семейной жизни вернула себе фамилию матери и даже взяла другое имя – Дана. Нет, с мужем Владимиром не разводилась, отношения прекрасные, о чём говорит хотя бы совместно налаженный бизнес. Но, по её мнению, человеку надо периодически меняться – как внешне, так и внутренне.
Может, так оно и есть. Не получится изменить разве что память. Память о том, что было в прошлой жизни её самой и в жизни её матери... Скончалась Анастасия Михайловна в 2010 году, немного не дожив до своего 90-летия.
Поделиться публикацией

Комментарии:

Добавить
Цитата
  • nata

  • 21 мая 2012 14:42
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 8.06.2009
  • Статус: Пользователь offline
  • 50 комментариев
  • 0 публикаций
"Бывшая разведчица всю жизнь хранила тайну"-даа тайна...интрига держалась до конца..